МОСКВА

Иконные композиции о здравии давали людям надежду на избавление от недугов

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва открылась выставка "Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве"
Врачевали и молитвами, и инструментами.
пресс-служба музея

На выставке, которая продлится до 29 мая, представлены экспонаты из различных музейных и частных собраний. Здесь есть предметы из Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Сергиево-Посадского музея-заповедника, а также из коллекций церковных и частных музеев. Некоторые из них, кстати, впервые передали свои экспонаты для открытого доступа.

Выставка состоит из двух больших разделов. Как рассказала Metro куратор выставки, кандидат искусствоведения, заведующая научно-фондовым отделом хранения музея Надежда Герасименко, один из них посвящён святым, которые были врачами при жизни и часто оказывали помощь нуждающимся безвозмездно (так называемые врачи-бессребреники). Другой раздел посвящён святым, не врачевавшим при жизни, но которым также молились об исцелении от различных заболеваний.

– Существует достаточно большое число святых апостолов и преподобных святителей, в житиях которых отмечены факты исцеления от недугов как при их жизни, так и у их мощей. В истории эти примеры называются "посмертные чудеса", – пояснила Надежда Герасименко.

На изломе XVII и XVIII веков на Руси были сформированы первые иконные композиции о здравии, которые назывались "лечебниками". Все они сопровождались сказаниями о том, какие методы исцеления Бог даровал тем или иным святым. В "лечебниках" над изображением каждого из святых были представлены надписи, которые указывали – к какому из них и при какой болезни следует обращаться за помощью.

К примеру, Антипе Пергамскому молились при зубной боли, Лаврентию Печёрскому – при глазных болезнях, к святой Екатерине обращались за помощью при сложных родах, а молитва к Архангелу Гавриилу могла облегчить "трясовичную болезнь" (лихорадка). В этих же "справочниках" были представлены и другие (неврачебные) функции святых: мученикам Гурию, Самону и Авиву молились о мире и благополучии в семейной жизни, а обращение к святым-бессребреникам Косме и Дамиану могло помочь в обучении грамоте.

– В то время официальная православная церковь даже пыталась запретить подобные «лечебники», но безуспешно. Всем нужно было знать, какому святому молиться для избавления от той или иной напасти, – дополнила Надежда Герасименко.

Помимо молитвы, разумеется, были и вполне традиционные способы лечения тех или иных хворей. И здесь интересно мнение "со стороны". К примеру, известный русский писатель и собиратель фольклора Владимир Даль в своём этнографическом сборнике «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» не только описывал практики народной медицины, но и давал им научные комментарии. Так, в сборнике приводится следующий пример:

"От криков младенцев должно вытряхнуть из маковки все зёрна, налить туда тёплой воды, взять ребёнка, отнести его на чердак, под насест, нашептать заговор, перевернуть ребёнка через голову, воротиться и дать выпить воду".

Дальше Владимир Даль даёт разъяснение: "Явно, что здесь ребёнку даётся лёгонький сонный напиток, а чтобы он не перестоялся и не сделался слишком крепким, то придумали определить время прогулкой на чердак, под насест и обратно".

Идея и тематика выставки возникли благодаря обстоятельствам, которые сложились два года назад. Речь идёт о локдауне, связанном с коронавирусом.

– Для нас древнерусское и византийское искусство – это реальный мир. И события, которые происходят сейчас, мы проецируем на те годы, на то, как бы с этим справлялись люди в древнее время, – призналась Надежда Герасименко. – Эта выставка – своеобразное посвящение всем врачам, как древним, так и современным. Кроме того, мы надеемся, что это и помощь людям, нуждающимся в исцелении, и возможность обратиться к культурным традициям Русской и Византийской православной церкви.

––––––––––––––––––––––––––––

Наталья Андреева, врач-терапевт, гематолог

Многие рецепты в те годы основывались на лечении с помощью тех или иных трав. И это, по большому счёту, было правильным решением. Ведь даже в наше время фитотерапия – это вполне эффективный способ профилактики около 80 процентов заболеваний человека.

К примеру, при болезнях желудочно-кишечного тракта раньше применяли полынь – в медицине многих стран мира это растение до сих пор используется в качестве горько-пряного желудочного средства, улучшающего пищеварение и возбуждающего аппетит. С головной болью наши предки боролись при помощи сока мяты, смешанного с уксусом, который наносили на лоб и виски, – тоже правильное решение. Практически это тот же компресс, который мы помним ещё со времён Советского Союза.