Исследование: игра в раннем возрасте развивает умственные способности

Игры в раннем детстве улучшают работу мозга наравне с обучением. При этом поддержка родителей очень важна
Исследование: игра в раннем возрасте развивает умственные способности
Lordn / Copyright (c) 2023 Lordn/Shutterstock.
Учиться играя – тоже учиться!

Доктор Жаклин Хардинг, педагог раннего развития детей, эксперт по вопросам раннего детства в Университете Миддлсекса (Великобритания), утверждает, что мозг ребёнка устроен таким образом, что игра в раннем возрасте определяет его дальнейшее развитие, сообщает медицинский портал MedicalXpress. 

Дело в том, что в момент игры создаются новые нейронные связи, которые окончательно формируются к 6 годам. Поэтому важно именно до этого возраста заложить основы для развития ребёнка. 

В своём исследовании эксперт ставит под сомнение обыденное представление о том, что игра и обучение должны быть чётко разграничены и что игра – лишь бессмысленное развлечение для детей. Напротив, доктор выступает за целостный подход к игре. 

Доктор Хардинг уверена, что в ходе игры дети приобретают новый сенсорный опыт (взаимодействие органов чувств с окружающим миром), исследуя себя и мир вокруг – и такой опыт тоже можно считать обучением. Если ребёнок любит активные игры, то не стоит его ограничивать и тем самым лишать его возможностей в будущем, предупреждает она. 

Новый подход призван переосмыслить процесс обучения и воспитания детей с момента их рождения до 5 лет. Родителям необходимо осознать развивающее воздействие игр и интегрировать их в повседневную жизнь детей, говорится в исследовании. 

– Игра также развивает социальный интеллект ребёнка, – объясняет Metro директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Александр Савенков. – В игре ребёнок отрабатывает элементарные жизненные навыки, делая так, как обычно поступают с ним в таких ситуациях взрослые. Например, в детском воображении игрушка может радоваться, сердиться, удивляться, шалить, и маленький человечек будет старательно её воспитывать, корректировать её действия и решения. 

Начиная примерно с двух лет у ребёнка формируется символическое мышление, и с этого времени предметом для игры – игрушкой – может стать любая оказавшаяся под рукой вещь. Обычный камешек или палка оживают в детском сознании и могут превратиться в зверушку или растение, диван может стать паровозом или теплоходом – таким образом развивается воображение, говорит Александр Савенков. 

При этом важно, чтобы родители были вовлечены в увлекательное игровое путешествие своих детей, подчёркивает эксперт. 

Читайте также: