Из "Миража" чуть не сделали гёрлз-бенд для обслуживания новых русских

"Мираж" готовится отметить 40-летие. Metro расспросило ветеранов группы, супругов Алексея Горбашова (гитарист "Миража" с 1986 года) и Екатерину Болдышеву (вокалистка с 1991 года). Музыканты рассказали, из-за чего группу часто сотрясали конфликты и что изменилось после выхода "Слова пацана"
Из "Миража" чуть не сделали гёрлз-бенд для обслуживания новых русских
Фото предоставлено героями публикации
Группа "Мираж" в 1991 году. В центре – Екатерина Болдышева и Алексей Горбашов (в тёмных очках).

Друзья, внесите ясность: кто в коллективе "Миража" другие музыканты? На слуху у широкой публики только Екатерина и Алексей.

Алексей: Ну что вы… Поверьте, имена наших музыкантов знают, да ещё как, достаточно почитать комментарии в наших соцсетях. Нашу барабанщицу Елизавету Волкову сразу заприметили поклонники группы, как только она впервые вышла с нами на сцену в 2019 году, и у неё сразу сформировался свой фан-клуб. Мало того что она невероятная красавица, самое главное – Елизавета уникальный музыкант. Достаточно сказать, что западногерманская компания Schlagwerk, изготавливающая ударные инструменты, выбрала Елизавету своим амбассадором и её фото украшает официальный сайт фирмы.

Екатерина: Первое время у поклонников даже была ревность. Некоторые полагали, что у меня в коллективе появилась конкурентка – молодая и красивая девушка. Но я уже говорила, что конкурировать с кем-то – это не моё. Мы с Елизаветой сразу подружились, и у нас в коллективе её все обожают.

Алексей: Стоит добавить, что Елизавета сама пишет и исполняет песни, и её проект носит название "Елизаметна". Сейчас идёт работа над альбомом. Имена наших клавишников Сергея Крылова и Дмитрия Савари тоже хорошо известны, особенно в цирковом мире, причём не только у нас в стране. Они пишут музыку для цирковых представлений. В реестре Российского авторского общества список созданных ими произведений на сегодняшний день самый большой из всех российских авторов – более 350 произведений. Несколько лет назад Росгосцирк удостоил их награды – медали "за вклад в развитие циркового искусства". Не могу не сказать про ещё одного участника нашего гастрольного коллектива – звукорежиссёра Дениса Гришкова. Он уже год с нами, и я могу отметить, что он настоящий профи, который отлично знает оборудование и прекрасно "наруливает" классный звук. Судя по реакции зрителей на концертах, он отлично делает своё дело.

Гастроли на Байкале. Слева направо: гитарист Алексей Горбашов, лидер-вокалистка Екатерина Болдышева, барабанщица Елизавета Волкова, клавишники Дмитрий Савари и Сергей Крылов.
Предоставлено героями публикации
Гастроли на Байкале. Слева направо: гитарист Алексей Горбашов, лидер-вокалистка Екатерина Болдышева, барабанщица Елизавета Волкова, клавишники Дмитрий Савари и Сергей Крылов.

В разное время в коллективе выступали 9 солисток, в том числе Наталия Гулькина, Светлана Разина, Маргарита Суханкина, Ирина Салтыкова, Наталья Ветлицкая, Татьяна Овсиенко. Почему осталась именно Екатерина Болдышева?

Алексей: Причин, почему участницы уходят в сольное плавание, много, но чаще всего это банальные вещи: люди устают друг от друга, пропадает запал, девушка встречает парня, у неё меняются жизненные планы и т. д. Как бы то ни было, все бывшие участницы стали самостоятельными сольными исполнительницами, каждая со своим репертуаром. И если смотреть на вещи объективно, ни одна из бывших участниц не смогла бы сейчас представлять группу "Мираж" в качестве солистки. Они внутренне ощущают себя сольными исполнительницами, и если работают на сцене с музыкантами, то это выглядит и воспринимается как певица и аккомпанирующий состав. Группа – это другое, это единое целое. У нас в коллективе это не только на сцене, но и в жизни. Ни я, ни Екатерина не отделяем себя от музыкантов группы: если мы идём в бизнес-зал, то только вместе, если обедаем, то все вместе за одним столом.

Почему именно Екатерина ни с кем не поругалась, не подралась и не судилась? Или мы чего-то не знаем?

Екатерина: Наверное, потому что мне нечего с кем-то делить.

Алексей: Екатерина очень неконфликтный человек. Но это не значит, что у неё уж слишком мягкий характер. Как раз наоборот, если она говорит нет, это всегда "нет", а не "может быть" или "я подумаю". Как говорили раньше в театре, актриса – это характер. Это как раз про Екатерину. Но наличие характера совсем не значит, что актриса должна со всеми конфликтовать.

Сейчас группа переживает возрождение популярности. Песни "Миража" звучат в сериалах "Слово пацана", "Комбинация". Вы получаете отчисления за использование вашей музыки – и в каком объёме?

Алексей: Разумеется, создатели сериала оформили необходимые лицензии на использование произведений и фонограмм и выплатили авторам соответствующее вознаграждение. Суммы гонораров озвучивать не могу, это коммерческая тайна. Но могу сказать, что после выхода сериала "Слово пацана" выросли отчисления по всему репертуару группы "Мираж". Мы это на себе ощутили. И, конечно, то, что молодёжь зацепили песни группы, нас не может не радовать.

Когда композиции "Миража" снова попали в топы, это отразилось на вашей востребованности, появилось больше приглашений, гонорары взмыли ввысь?

Алексей: Вы знаете, количество концертов уже увеличивать некуда. Наш гастрольный график и до выхода сериала был максимально плотным. Всех денег не заработать, надо иногда бывать дома.

Екатерина: Для того чтобы голос звучал хорошо, нужны силы, а для этого надо иметь возможность отдохнуть.

Не так давно экс-солистка Маргарита Суханкина проиграла суд продюсеру "Миража" Андрею Литягину. Речь идёт об 1 300 000 рублей. Что вам известно об этом?

Алексей: У нас в стране по закону ответственность за использование произведений несёт организатор концерта. Поэтому иск был подан к организатору мероприятия, а не к исполнителю, и штраф в размере 1 300 000 рублей придётся выплачивать индивидуальному предпринимателю, который организовал концерт. Андрей много раз предупреждал в своих интервью, что песни исполняются незаконно и он этого не оставит без ответа. Юристы зафиксировали десятки контрафактных выступлений экс-солистки, и по всем будут поданы аналогичные иски. Сейчас в судах рассматриваются первые восемь из них. Через руки организаторов и менеджмента певицы прошли огромные суммы денег, полученные незаконно. Здесь налицо уголовная составляющая, и в одном из исков к делу уже привлечена прокуратура.

СМИ припоминают, что Светлана Разина даже как-то подралась с Маргаритой Суханкиной – вы помните, из-за чего это было?

Алексей: Очевидно, от большой "любви" друг к другу. Я удивляюсь, как у Светланы (Разиной) и Наталии (Гулькиной) хватило сил так долго терпеть пренебрежительное отношение, высокомерие. После исторического концерта "Миража" в "Олимпийском" (2004 год, посвящён 18-летию группы) мы попытались делать совместные концерты. Съездили два раза вместе с Гулькиной и Суханкиной, и я сказал – с меня хватит. Собственно, что рассказывать, все прекрасно знают, сколько "любви и тепла" к своим коллегам во всех её интервью. Поэтому я даже не удивился, когда узнал об этой драке. Рано или поздно это должно было закончиться чем-то подобным. Наверное, невозможно терпеть хамство до бесконечности. Могу только посочувствовать и Светлане, и Наталии.

Маргарита Суханкина также конфликтовала с Наталией Гулькиной. Кто первый начал?

Алексей: Насколько я знаю Наталию, она человек мягкий и не склочный, сомневаюсь, что причина могла быть в ней.

Как вы сами относитесь ко всем этим судебным процессам?

Екатерина: Наверное, ни в одном проекте нет такого количества конфликтов среди участников, как в "Мираже". Это ненормально. Разве это может кого-то радовать?

У Наталии Гулькиной тоже были суды не только с Суханкиной, но и с поэтом Валерием Соколовым. Почему у "Миража" столько споров – именно вокруг авторских прав?

Алексей: Знаете, взаимоотношения между участниками группы мне очень напоминают взаимоотношения между бывшими супругами. Так часто бывает – чем сильнее любили друг друга, тем больше претензий и обид после развода и тем сложнее найти общий язык. Было бы проще, если бы ещё администраторы и юристы, которые окружают всех экс-участников, не подливали масла в огонь. Как только начинаются какие-то переговоры, всё упирается в то, что они вместо помощи создают дополнительные сложности. Мне бы хотелось, чтобы все жили в мире и согласии, чтобы экс-участницы исполняли песни, а авторы получали адекватное вознаграждение. Печально, что нам всем активно мешают об этом договориться.

Вы и сами когда-то судились с Литягиным по поводу авторских прав. Расскажите об этом.

Алексей: Нашлись "добрые" люди, которые были заинтересованы в том, чтобы нас всех перессорить. У них были свои интересы в распределении прибыли и менеджменте проекта, и на определённом этапе у них это получилось. Вокруг группы всегда крутились всякие мутные личности – вороватые администраторы и директора. Когда проект приносит деньги, всегда есть желающие присосаться и поживиться. К счастью, мы с Андреем нашли в себе силы преодолеть все обиды и совместно двигаться дальше, а попутно и разогнать всю эту присосавшуюся шушеру. Надеюсь, в дальнейшем проект обойдётся без услуг подобных деятелей.

На рубеже тысячелетия Андрей Литягин пытался омолодить группу. Возник "Мираж 2000". Затем был квартет "Мираж Junior", где история повторилась. Но ни одна из участниц не запомнилась. Почему эти проекты провалились?

Алексей: Андрей сам не занимался этим проектом, наверное, в этом и причина. Мне предлагали к этому проекту присоединиться, но я сразу послал их куда подальше. Это целиком была инициатива бывших администраторов группы, которым казалось, что если сделать гёрлз-бенд, где девушки будут вилять задами под песни группы "Мираж", то можно будет грести деньги лопатой, продавая певиц на пьяные вечеринки новых русских. Но идея была изначально провальной – они опоздали с ней как минимум на 10 лет. К началу 2000-х бизнесмены 90-х уже повзрослели, стали респектабельными, стали приходить на гулянки со своими жёнами и любовницами, у которых сразу портилось настроение при виде полуобнажённых девиц на сцене. Но дело не только в этом – для такого девичьего проекта надо писать соответствующий репертуар – песни в определённом смысле достаточно легкомысленные и легковесные. В песнях группы "Мираж" заложен образ лирической героини, которая совсем другая – явно не та девушка, которая готова оказывать услуги подгулявшим бизнесменам. И самое главное – в песнях группы "Мираж" совершенно иная энергетика – они невероятно драйвовые, поэтому в них так органично вписалась моя рóковая гитара, и без соответствующей подачи исполнение этих песен обречено на провал. Поклонники, кстати, обращают внимание, насколько нелепо смотрятся кривляющиеся под эти песни танцоры, которые работают на сцене с некоторыми бывшими солистками. Явное внешнее несоответствие – песни про одно, танцоры про другое. Абсолютно разная энергетика.

В 2004 году вы подготовили большой концерт "Миража" в "Олимпийском", на котором выступали все бывшие солистки группы. Как вам тогда удалось собрать их вместе?

Алексей: До сих пор не верится, что это стало возможным. Слишком много было противодействия с разных сторон.

Екатерина: Несколько месяцев, пока шла подготовка к концерту, Алексей не принадлежал сам себе. Я с ужасом вспоминаю то время. Это были бесконечные встречи и звонки по телефону.

Алексей: Да, всё это далось большой кровью, но оно стоило того! Я не жалею, что вписался в эту историю, потратив на это и силы, и деньги.

Правда, что вы запретили Наталии Гулькиной снимать фильм о "Мираже"?

Алексей: Ничего мы друг другу с Наташей не запрещали. Это вольная трактовка моих слов журналистами. Когда меня спросили, что я думаю о том, если Наталия снимет фильм о "Мираже", я усомнился в реалистичности таких планов и выразил своё мнение, что фильм о группе должны снимать профессионалы, а не сами участники. Никому из нас вообще не стоит лезть в процесс со своими тремя копейками. Единственное, что от нас всех требуется, – это договориться об условиях, и на сегодняшний день это самое сложное.

У Алексея до Екатерины был роман с Татьяной Овсиенко. Екатерина не ревнует?

Екатерина: Разве есть смысл ревновать к тому, что было? А Татьяной я всегда восхищалась. У нас прекрасные отношения, мы провели в туре вместе почти весь 2019 год. Это были совместные концерты в нескольких десятках городов – прекрасное время. Надеюсь, мы когда-нибудь ещё выйдем на сцену вместе.

Екатерина и Алексей вместе уже более 30 лет, но в загсе так и не расписались. Не возникает желания оформить отношения?

Екатерина: Нам слишком часто задают этот вопрос. И на него пока нет ответа, поэтому чаще всего я отвечаю шуткой – нам нужно время, мы ещё не достаточно хорошо знаем друг друга.