
В центре погружённого в темноту павильона "Мосфильма" стоит чёрное такси. Машина никуда не едет, вместо неё на экранах вокруг движется фон – мчатся встречные автомобили, мелькают дома по обочинам. Сейчас пауза между репетициями, фон остановился. В салоне за рулём сидит Юрий Стоянов, на пассажирском сиденье – Дмитрий Колчин.
– Приготовились, фоны поехали, начали, – разносится в микрофон голос режиссёра Владимира Котта, и дома опять начинают мчаться мимо автомобиля.
– Всё, тормози, пожалуйста, я прошу прощения, тормози! – кричит Дмитрий Колчин. – Господи, спаси и сохрани! Ааааа!
"Покиньте автомобиль" , – говорит ещё чей-то, судя по всему, механический, голос.
– Тут надо ещё какую-то фразу добавить, – рассуждает в микрофон режиссёр.
– Вали отсюда! – предлагает Стоянов.
Третий, механический, голос, который требует от героя Дмитрия Колчина покинуть автомобиль, принадлежит... собственно автомобилю. В павильоне снимают картину о том, как пожилой шофёр Валера (Юрий Стоянов) ради спасения любимой собаки, которой понадобилось дорогостоящее лечение, заключает сделку с такси, оснащённым искусственным интеллектом. Умеющая разговаривать и ездить без водителя машина хочет заработать себе высокий рейтинг, но этого пока сложно добиться из-за того, что пассажиров такое такси пугает. Поэтому она предлагает Валере притвориться её водителем за часть заработанных ею средств.
– В моём автомобиле есть все беспилотные функции, но я пока не доверяю им, – отвечает Юрий Стоянов на вопрос, отдал был он управление своей машиной искусственному интеллекту. – Я по-прежнему не включаю автоматическую парковку, отключаю беспилотное движение по полосам, когда можно убрать руки от руля... Однажды, когда я ехал домой после съёмки, слегка прикрыл глаза на пустой широкой дороге, и машина мне вдруг сказала: "Остановитесь, вам нужно отдохнуть". Слушать не стал!
В кадре Стоянов тоже то и дело по устоявшейся привычке хватается за руль, забывая, что ведёт в фильме беспилотное такси, и в микрофон слышен голос режиссёра:
– Юрий Николаевич, наш оператор-постановщик Максим просит, чтобы вы убрали руки от руля.

Дмитрий Колчин тоже признаётся, что, хотя и проявляет по отношению к своему личному автотранспорту почти отеческую заботу и даже с ним здоровается, автопилоту бы пока не доверился.
– Сам бы не сел, хотя отношусь хорошо. Встречал и беспилотные фуры, и такси – ничего плохого в этом не вижу, как не вижу ничего плохого в технологиях.
Владимир Котт тоже говорит, что пока предпочитает своей машиной управлять самостоятельно.
– Как режиссёр я люблю всё контролировать и ездить за рулём сам, поэтому, исходя из этой своей психологической особенности, лично я не доверил бы управление своим автомобилем роботу, – поясняет Котт. – Я знаю, что есть люди, которые в ту же "Теслу" закладывают маршрут, и она их везёт, но я не готов этим пользоваться.
Владимир Котт признаётся, что любит фантастику, много её читал, но взялся за этот сценарий не только по причине симпатии к данному жанру, но и потому, что в этой истории есть особая интрига для режиссёра: второго, механического, героя надо оживить.
По сценарию картины, человек и машина от формального общения переходят на новый уровень: проявляют друг к другу симпатию, спорят, ссорятся, обижаются и в конце концов становятся друзьями.
– Сюжет построен на том, что железка, которая обладает искусственным интеллектом, становится больше, чем железкой, она начинает общаться с пассажиром на его языке, – поясняет режиссёр. – А как только с тобой начинают разговаривать на твоём языке, ты всегда испытываешь какие-то чувства к собеседнику.
Для того чтобы показать "человеческие" реакции машины, в картине придумали разные "фишки". Например, двигаются дворники, когда ей кого-то жаль, а также "несколько концептуальных вещей, которые связаны с тем, как автомобиль выражает свои чувства", обещает Владимир Котт.
"Это того стоило, я пошутил, Валера", – говорит машина Стоянову. Через несколько минут эпизод снят. Юрий Николаевич задумывается, способен ли ИИ шутить по-настоящему.
– Если ИИ создаст нечто, что не только меня рассмешит, но и тронет, то я встану на колени, – говорит Стоянов. – Это ведь очень сложно и машине не под силу, потому что чувство юмора и настоящий юмор, русский особенно, стоит на судьбе, на беде, на неудачах, его фундамент не веселье. Но технологии так развиваются, что теперь я не могу утверждать, что ИИ не сможет создавать что-то действительно смешное.

Владимир Котт рассказывает, что у него не было сомнений, кого приглашать на главную роль сострадательного, добросердечного и одинокого пенсионера.
– Мне кажется, что Юрий Николаевич обладает удивительной магией доброты, – говорит Владимир Котт. – Он такой классический дедушка. В советское время были актёры, их называли "классические старики", а сейчас у нас таким является Юрий Стоянов. Потому что веришь не только ему лично как человеку, но и создаваемому им образу, его манере речи. Вера в него, как в человека, помогает зрителю соотносить то, что происходит на экране, с самим собой.
Дмитрий Колчин рассказывает, что, хотя и любит водить машину без автопилота, вне съёмочной площадки давно пользуется возможностями ИИ: генерирует картинки для визуализации, а недавно даже сделал целый фильм на основе старых фотографий родителей к их золотой свадьбе. Юрий Стоянов тоже в этом смысле человек продвинутый: он использует ИИ при монтаже звука, когда пишет песни.
– Но наша история – не про искусственный интеллект, а про одиночество и про дружбу, – поясняет Юрий Николаевич. – Мы рассказываем, как между ИИ и человеком появляются человеческие отношения, потому что это заложено в нас, мы не можем не подружиться, мы должны любить или ненавидеть. Это фильм про очеловечивание искусственного интеллекта.