
Сперва на меня надели жилет весом 10 килограммов, затем на ноги и руки приспособили тяжёлые повязки на липучках, колени и локти зафиксировали так, что они почти не гнулись, и в завершении — натянули перчатки и наушники, в которых я почти оглохла. Ещё предложили очки, но у меня уже имелись свои. Всё это облачение называется "костюмом пожилого человека" и предназначено для того, чтобы почувствовать на себе, что значит двигаться, слышать и видеть так же, как это делает человек почтенного возраста.

10 кг — в средней части тела, ноги и руки — ещё плюс пять. Колени скрипят и отказываются гнуться, пальцы в перчатках — словно деревянные, наушники заставляют прислушиваться и переспрашивать. Я едва сдвигаюсь с места, как мне дают новую задачу — лечь во всём этом на кровать. Доковыляв до неё, я падаю кулём на панцирную сетку. Но теперь надо встать. Кровать коварно тянет вниз, неповоротливые руки не слушаются, ноги не поднимаются. От того, что тело плохо слушается, где-то внутри начинается тихая паника.

Стиснув зубы, встаю, и мне предлагают выпить чаю с конфеткой, не снимая перчаток. Конфета не даётся, хочется просто разодрать фантик зубами, но я упрямо и долго разворачиваю его непослушными пальцами. Всё это требует гораздо больших усилий, чем можно себе представить.
— Именно так чувствует себя пожилой человек, у которого ослаблен мышечный корсет, снижены подвижность и слух, этот дополнительный вес взят не с потолка, а научно обоснован. Так же меняются качество слуха, зрения и другие функции, — рассказывает директор симуляционного центра обучения профессиональному уходу Научно-практического геронтопсихиатрического центра Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Елена Воронова.
Внешне комната, одна из тех, которые здесь называют станциями, выглядит очень симпатично, как будто в ней живёт настоящая бабушка: сервант с посудой, кровать, стол и старые фотографии на полках. Каждый предмет в ней имеет значение. Эта станция называется "Забота" и симуляторы подобраны так, чтобы понимать, как малоподвижный человек сможет пользоваться обычными предметами и где таится опасность. Устойчивая мебель, надёжно закрепленные на правильной высоте конструкции, кровать нужной высоты и упругости, хороший свет и правильная посуда — всё это создаёт комфортную и безопасную среду для пожилого маломобильного человека.

Даже цвета имеют значение.
"Чёрный ковёр у кровати может восприниматься человеком с деменцией как пропасть, он будет пытаться перешагнуть через коврик, рискуя упасть, или откажется совсем вставать с кровати" Предупреждение в памятке.
Такой симуляционный центр, специализирующийся на обучении навыкам профессионального ухода за человеком, нуждающемся в помощи, в России пока один. Сюда часто приезжают из разных регионов страны и из-за рубежа, чтобы получить уникальный опыт. Здесь же обучают будущих помощников по уходу московской системы стационарных социальных учреждений.
Обычные жители Москвы, которые столкнулись с проблемой ухода за своими близкими, тоже могут освоить необходимые навыки не только в теории, но и на практике. Направление ухода выбирается вместе с наставниками. Пересаживать и перекладывать человека, наладить гигиенический уход, правильно кормить и обеспечивать необходимым — всё это, оказывается, целая наука. В центре работает более 25 образовательных программ, в которых отражено любое направление ухода за человеком.

Казалось бы, чем можно удивить искушенного потребителя? Обеспечению нуждающегося в опеке человека в симуляционном центре посвящена отдельная станция. На экране — информация о нашей предполагаемой подопечной с переломом шейки бедра, гипертонией и пролежнями. В соседней комнате — товары, которыми я должна ее обеспечить. Иду на "шопинг" в полной уверенности, что тут-то я как рыба в воде. Но не всё так просто. Импульсивные покупки в таком случае не нужны, только полезные и тщательно продуманные. Хотя выглядят они иногда иррациональными
— Если ваша мама всю жизнь ходила в кружевном пеньюаре, не нужно переодевать её насильно в байковый халат. Мы должны понимать, что необходимо уважать её вкусы и потребности. Вот, например, делала она маникюр раз в три дня алым лаком. Купите ей этот лак и красьте с той же периодичностью. Так надо, — утверждает Елена.
— Если у человека остались какие-то функции, но не в полной мере, их нужно поддерживать и сохранять. Например, он ест, но очень плохо. Пусть делает это сам, кормить его с ложки противоестественно. Есть адаптивная посуда на каждый случай или ограничители для любимых старых тарелок, насадки в виде ручек на кружку или, например, нож.

Количество всяких приспособлений повергает меня в потребительский шок. Но тут мало пробовать всё подряд. Надо планировать покупки с искренней любовью и заботой. Тапки нескользящие и с крепким задником, полотенца, не повреждающие тонкую кожу, кремы, присыпки, предметы гигиены — тоже с учётом индивидуальных особенностей. И ещё тренажеры, эспандеры для слабых рук, а бизиборды — для когнитивных функций. А ещё — коробка памяти, которую покупать не надо, она есть в каждом доме, только надо её собрать: билеты, открытки, предметы из прошлого.

"Моей" бабушке при переломе шейки бедра на период выздоровления необходимо было купить трость. И это тоже не просто палка, а с регулируемой высотой, да и количество ножек может отличаться, что мне позже продемонстрировали на разных покрытиях. Когда пришла пора оценивать мои покупки, меня провели к терминалу, который подсчитал примерную стоимость. Здесь же стоят три корзины: хорошая покупка, сомнительная и ненужная. Я всё-таки почти всё купила правильно.
Елена Воронова ведёт меня дальше и показывает, как выглядят разные приспособления. В кровати лежит максимально реалистичный манекен, о котором нужно профессионально позаботиться. Мне демонстрируют возможности техники для ухода за людьми, виды ванн, унитазов, колясок. И всё-таки никакая техника не исключает контакта и необходимости перемещать малоподвижного человека.
Мы наблюдаем за занятием, где будущих специалистов по уходу учат перемещать взрослых и тяжёлых людей. Преподаватель Сергей Дудкин объясняет: главное — выбрать точку опоры и правильно зафиксировать. Он легко перемещает взрослую женщину словно пушинку несколько раз. Ученицы охают. Но к концу занятия они будут также пересаживать своего инструктора и друг друга — заверяет меня Елена. Все эти манипуляции — дело техники. Директор укладывает на кровать и двумя незаметными движениями переворачивает на бок — легко и быстро. Не знаю зачем, но тоже хочется научиться подобным навыкам.
Кроме практического обучения в центре довольно много говорят и о любви. А особенно — об уважении. Елена Воронова рассказывает, что и специалистам по уходу и родственникам прежде всего объясняют, что особенно мучительна для каждого человека — не физическая немощь, а унижение. Поэтому так важно дать ему возможность хоть что-то делать самому.
— С помощью "умного дома" закрыть шторы, выпить воды без помощников из поилки, включить или выключить свет — это помогает человеку быть функционально независимым.
Для этого же разработана специальная одежда, которую не надо застёгивать или зашнуровывать, ее можно получить и по программе ИПРА.

— Вот, например, тёплый конверт для прогулок в холодную погоду, — демонстрирует Елена. И обращает внимание на дизайн такой адаптивной одежды. Накидка на магнитах любую женщину сделает краше, а застегивается она лёгким прикосновением.
Некоторые из тех, кто проходил обучение, закончив одну программу, приходят в симуляционный центр, чтобы научиться чему-то ещё. Возможно, они идут и за поддержкой. Всё время обучения их учат и психологическим методикам: как не выгореть и не потерять себя в уходе за близким.
— В каждом образовательном блоке у нас есть раздел программы, посвященная тому, как сохранить себя. Мы этому довольно серьёзно учим. Если принять ситуацию и правильно относиться к человеку даже с деменцией: выстраивать с ним коммуникацию, построить режим дня и разработать план ухода — с ним можно жить. Очень трудно эмоционально и физически находиться с больным человеком, но сохранить себя можно, — говорит Елена Воронова.
О многих технологиях, которые используются при уходе за человеком, как правило, большинство не имеют представления. Но чудеса техники — далеко не всё, что нужно. Главное — сохранить достоинство подопечного. Такова философия, которой делятся с учениками в симуляционном центре. Многие признаются, что начали смотреть на необходимость ухода за близким по-другому.
Читайте также: Как научиться жить рядом с близким с болезнью Альцгеймера




