Одной художественной выставке пришлось ждать почти век, прежде чем вновь показаться зрителям

В Музее русского импрессионизма открылась выставка "Авангард: на телеге в XXI век". Представленные работы объединяет непростая судьба
Одной художественной выставке пришлось ждать почти век, прежде чем вновь показаться зрителям
Софья Сандурская / Агентство "Москва"
Открытие выставки "Авангард: на телеге в XXI век" в Музее русского импрессионизма.

Авангард привлекает – любители, ценители искусства в очередной раз спешат, теперь в музей Русского импрессионизма, услышав имена Родченко, Удальцова, Машков, Фешин... Спешат, но не подозревают, что бесценные шедевры, собранные на выставке, томились в забвении, ожидая встречи со зрителем почти сто лет. 

Как обнаружилась картоночка от Кандинского

В середине 60-х годов прошлого века младший научный сотрудник, а теперь директор Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых Анна Шакина случайно обнаружила произведение Кандинского. Шедевр был подклеен оборотной стороной к произведению другого художника. 

— В фондах музея этого произведения не было. Казалось бы, просто картоночка, — вспоминает Анна Шакина. — Началась работа, зазвучали вопросы, каким образом произведение Кандинского оказалось в нашем художественном музее. Как оно попало к нам в регион…

А попало оно, как и многие другие работы авангардистов, в Вятскую губернию в 1921 году на телеге. В то время власть видела в творениях художников-авангардистов поддержку, возможность обратить внимание населения на новые идеи. Работы художников покупали для музеев, организовывали выставки. 

Самой масштабной по представленным экспонатам, по словам Шакиной, стала Третья передвижная художественная выставка Советского районного подотдела Главмузея, которая прошла в октябре 1921 года (55 участников-экспонентов, 322 представленных произведения). В октябре выставка побывала в Советске, в ноябре – в Яранске (город в Кировской области), а в связи “с переходом на НЭП" там и застряла. Как оказалось, на 100 лет. 

В начале 2000-х музейщики из Вятки обратили внимание, что в каталоге Третьей передвижной выставки указано шесть работ Кандинского. Получается, где-то должны были храниться остальные.

— Всего в Вятском художественном музее мы нашли три произведения Кандинского, — продолжает историю Анна Шакина. — Приступили к процессу доказательства подлинности. Одновременно я сделала запрос в Яранск, отправив фотографию одного из наших произведений, не указав, что это Кандинский. Мне подтвердили, что есть три работы. Картинка сложилась.  

Впервые обнаруженные работы (все шесть. – Прим. ред.) показали публике в 2007 году в рамках выставки “Неизвестный Кандинский" в ГМИИ им. Пушкина. 

— Под это событие Ирина Александровна Антонова (в то время директор ГМИИ им. Пушкина. — Прим. ред.) специально раздвинула график и включила в него выставку наших находок. Тогда в журнале “Русское искусство” вышел материал, где я так и писала, что эта история очень похожа на детективный роман. 

Анна Шакина вспоминает, что, увидев находки, многие говорили, что ещё нужно доказать их подлинность. 

— Это был достаточно долгий путь, я встречалась с Вивьен Барнетт, секретарём Общества Кандинского. Мы доказали, что эти работы подлинные — в настоящее время они опубликованы в каталоге-резоне (научное исследование, включающее все известные произведения художника. — Прим. ред.). Научная работа по атрибуции этих произведений в принципе была завершена. 

Про выставку в Русском музее импрессионизма

В 2016 году Анна Шакина рассказала про Третью передвижную художественную выставку искусствоведу Андрею Сарабьянову. 

— У нас родилось желание сделать реконструкцию этой выставки. В 2018 году мы встретились с представителями “Энциклопедии русского авангарда”. Они, услышав эту историю, сказали: да, будем работать. 

Организаторы выставки перед шедевром.
Предоставлено Вятским художественным музеем
Организаторы выставки перед шедевром.

Через два года выставка-реконструкция открылась в Ельцин-центре. А в 2021 году, через 100 лет после её первого показа, мы представили её в Вятском художественном музее. Позже выставкой заинтересовался Музей русского импрессионизма, поэтому картины отправились в Москву.

— На каждой площадке выставка смотрится по-разному, — подчеркнула Анна Шакина в разговоре с Metro. — Зависит от освещения, архитектуры, даже от цвета стен. И в смысловом наполнении раскрывается по-другому. 

В Музее русского импрессионизма до макета работы Кандинского можно дотронуться.
Pixabay.com
В Музее русского импрессионизма до макета работы Кандинского можно дотронуться.

В Музее русского импрессионизма выставка пополнилась работами художников-графиков, которые участвовали в выставке 1921 года. В стенах музея встретились Кандинский, Розанова, Машков, Моргунов, Синезубов, Фешин, Тимофеев… Отдельным проектом в рамках выставки стала экспозиция  “Искусство перевозки искусства”, где показывают, в каких условиях сейчас путешествуют шедевры живописи. 

"Я думаю, что каждый для себя по степени подготовленности найдёт что-то интересное на этой выставке. Там не только авангард, но и представлен реализм достаточно широко".
Анна Шакина, директор Вятского художественного музея
Отдельная часть выставки посвящена секретам перевозки шедевров.
Архив Ирины Бабкиной
Отдельная часть выставки посвящена секретам перевозки шедевров.

Прежде чем идти на эту выставку, Анна Шакина советует подготовиться и узнать историю о том, как работы были показаны жителям маленького городка Яранска, которые, возможно, впервые в жизни видели картины. 

— Организаторы писали в своём каталоге того времени: не надо быть предвзятым — надо попытаться понять искусство, которое существует сегодня, — объясняет Анна Шакина. — Мне кажется, эти слова очень актуальны для тех, кто идёт на эту выставку. 

"На каждой площадке она всё равно несёт новые эмоции и новое содержание". Анна Шакина, директор Вятского художественного музея
Архив Ирины Бабкиной
"На каждой площадке она всё равно несёт новые эмоции и новое содержание". Анна Шакина, директор Вятского художественного музея