Как пилот Ан-2 Владимир Серков врезался в дом, чтобы убить жену: неизвестные подробности

В Новосибирске есть "самолётный дом". Так прозвали пятиэтажку, которую 46 лет назад таранил пилот Владимир Серков. Узнали, что произошло
Так "самолётный дом" выглядит в наши дни. Ничто не указывает на авиакатастрофу почти полувековой давности, кроме боковых панелей. Там, где остались узоры (см. стрелку), строители ничего не трогали, остальные панели заменили новыми. Вторая стрелка указывает, куда врезался на Ан-2 Серков.
Инфографика – Павел Киреев, google.com/maps

В октябре страну потрясли две похожие друг на друга авиакатастрофы с участием военных самолётов. В Ейске на девятиэтажный дом упал Су-34, частично разрушив здание, – пилоты катапультировались, при этом погибло 15 человек. Спустя несколько дней Су-30 протаранил частный дом уже в Иркутске, скончались только лётчики. 

Мало кто знает, но в СССР самолёты тоже влетали в жилые дома. Самый известный случай произошёл в 1976 году в Новосибирске. Однако в тот раз пилот действовал намеренно.

Прелюдия

В 1971-м у Владимира Серкова случился приступ эпилепсии, что не помешало ему на следующий год окончить Бугурусланское лётное училище. В год выпуска он женился, в браке родился сын. 

В 1973 году Серков устроился на работу в 116-й лётный отряд Новосибирского ОАО. До запланированной авиакатастрофы пилот дважды получал травмы головы, после чего жаловался на внутричерепные боли, но не обращался к врачам, опасаясь, что возникнут проблемы с работой. Были и серьёзные ментальные проблемы – он не раз пытался симулировать самоубийство, о чём позже рассказывала следователям его супруга Татьяна. 

Из аэропорта "Северный" в Новосибирске Владимир Серков вылетал на работу. Ориентировочно – 1975 год.
предоставлено Музеем "Заельцовка" – отделом МАУК "Музей Новосибирска"

Из-за разлада в семье она вернулась к родителям, у которых жила в год трагедии. За несколько дней до тарана подала на развод. 23-летний Серков улетел из Новосибирска в командировку в Барабинск, а когда вернулся, не только получил повестку о разводе, но и увидел на улице супругу в обществе мужчины. Согласно данным комиссии, которая расследовала дело (текст доступен на сайте airdisaster.ru, где собрана единая база данных об авиакатастрофах), лётчик дождался, пока мужчина отойдёт, и ударил Татьяну. Их конфликт продолжился в тёщиной квартире.

Житель Новосибирска Александр Бучатский сообщил Metro, что знал человека, который в то время общался с лётчиком – жили в одном дворе. 

– Он мне рассказывал, что жена Серкова истеричкой была. Они вроде бы из квартиры его выживали. Вечные скандалы, разборки и ругань... Тёща, естественно, за дочь стояла горой. Сам Серков в алкоголизме замечен не был. Просто у него случился нервный срыв, что и привело к трагедии.

На работе у Серкова всё шло неплохо, пока не одолели семейные неурядицы. Его уже назначили командиром воздушного судна (до этого был вторым пилотом) и хотели даже продвигать по службе.

Переночевав у матери после ссоры с супругой, Серков оставил предсмертную записку, заявив о намерении убить жену с сыном, поскольку "нервы не выдерживали". 

26 сентября 1976 года ранним утром неуравновешенный пилот прибыл в аэропорт Северный. Официально – чтобы вернуться в Барабинск, где у него осталась незавершённая работа. Но в планах у него было совсем иное.

Лётное поле аэропорта Северный, откуда взлетел Серков, прежде чем протаранить жилой дом. 1976 год.
предоставлено Музеем "Заельцовка" – отделом МАУК "Музей Новосибирска"

Бывший сотрудник аэропорта Владимир Яковенко рассказал на камеру, что произошло в день, когда лётчик сошёл с ума (видео предоставил Metro музей "Заельцовка"): "Серков пришёл на вылет, получил задание, которое подписали. Пришёл с бумагой, техник посмотрел – и спокойно отпустил его к самолёту. Рядом был отдел перевозок. Серков сказал второму пилоту: "Может, груз до Барабинска есть? Сходи узнай". Затем обратился к технику: "Колодки убери. Я сразу мотор прогрею – и мы порулим, как второй пилот вернётся". Техник в кабину не смотрел, конечно – встал у крыла, закрылся от ветра. Самолёт поехал – техник помахал рукой. И всё! Дверь же закрыта была. Ну раз закрыта, наверное, зашёл второй пилот. Как Серков взлетел, так доложил: "Я борт такой-то. Ищите меня на улице Степной". А я в этот день дежурил по предприятию. Нашли меня, сообщили "радость". Мол, взлетел вот, крутится. И я давай уговаривать: "Брось, успокойся!" А он планы имел – влететь в окна квартиры на 4-м этаже панельного дома..."

Как ни уговаривали Серкова одуматься, он всё-таки врезался в жилое здание.

На видео Владимир Семёнович вспоминает, как Серков обманул всех, чтобы исполнить коварный план. Тайм-код его рассказа: 05:17 - 07:45.

Катастрофа

Жительница Новосибирска Юлия Кукелко своими глазами видела самолёт перед тараном. 

– Он долго кружил над нашим домом, снёс антенны, – сказала Metro Юлия. – Я сидела у окна, родители ещё спали. Самолёт покружил-покружил, а потом влетел в дом. 

Цифра
30
квартир пострадало в результате тарана Владимира Серкова

Серков врезался в стену первого подъезда, где жили его тесть с тёщей. Из-за того, что там рос высокий тополь, он не смог как следует "прицелиться" и угодил в лестничный пролёт между 3-м и 4-м этажами. Это уберегло панельный дом от более значительных разрушений. 

– Панели в этой серии домов – навесные, не несущие, – пояснил Metro Ярослав Полуэктов, видевший последствия тарана своими глазами – тогда он учился на пятом курсе архитектурного факультета НИСИ. – Можно было хоть все наружные панели выдернуть – дом бы не сложился как карточный. А самолёт тот был слабеньким, почти игрушка с резиновым мотором: он энергию потратил на разрушение наружной панели, а дальше, к конструктиву из поперечных стеновых панелей и панелей перекрытий, не проник: уткнулся крыльями, остановился. Так что дому повезло; чего не скажешь о погибших людях.


Отлетавший 15 лет Ан-2 (в народе – "кукурузник") в результате тарана частично разрушился, его двигатель отскочил на лестницу. Произошло возгорание авиационного бензина (Ан-2 был заправлен 800 литрами). Горящее топливо стекало вниз, на первый этаж. 

– Вот, что я увидел, когда оказался на месте: из здания торчал фюзеляж и, кажется, четыре крыла, под небольшим наклоном – градусов 10–15, – поделился воспоминаниями Полуэктов. – Серёдка самолёта угодила в лестничную клетку. Площадь обугленности здания была небольшой: видимо, быстро потушили. Что-то от самолёта отвалилось от удара и взрыва и валялось во дворе. 

Серков погиб мгновенно. На месте скончались ещё трое: двое детей и их тётя. 11 жильцов получили ранения и ожоги разной степени тяжести. 

Жилплощадь тестя и тёщи лётчика сгорела, но их самих дома не было – как и его супруги с сыном. 

– Мы тогда подумали, началась война! – описала свои ощущения Metro Юлия Кукелко. – Мой отец тут же помчался спасать людей. Было очень страшно. Люди прыгали из окон, с балконов. Я кричала: "Папа, спаси кошку!" Она сгорела у нас на глазах...

Жатва Серкова

Ещё один очевидец, будущий журналист газеты "Вечерний Новосибирск" Валерий Мельников, проснулся от оглушительного взрыва, хотя жил в другом доме. Его крепкий сон после шестидневной недели на стройке как рукой сняло. 

С улицы мгновенно стал нарастать гул голосов. Он выглянул в окно – соседний дом оказался в дыму. Самолёт влетел в него с обратной стороны, обломки лежали там же, поэтому Мельников не понял, что случилось. Но побежал спасать людей не раздумывая. События для него разворачивались с той стороны дома, где не было подъездов.

1970 год. Самолёт Ан-2 испытывает новую аппаратуру для опрыскивания полей. Тогда "кукурузники" часто использовались в сельскохозяйственных работах
В. Артисевич / @ РИА "Новости"

– На балконах молили о спасении полураздетые, мало что понимающие люди, – рассказал Metro Валерий Григорьевич. – Когда я выскочил из дома, им уже помогали – самые отважные парни ловко взбирались по балконам, чтобы передавать вниз женщин и детей (мужчины слезали сами). Кто-то начал выбрасывать из окон одеяла и простыни, которые прохожие расправляли внизу, чтобы ловить пострадавших. И всё же большинство спускалось по балконам с помощью тех бравых парней – спасатели в лице пожарных прибыли, когда почти все потерпевшие уже были эвакуированы. 

С этой стороны пострадавшего подъезда Мельников и другие очевидцы пытались спасать людей. Тогда балконы были незастеклёнными.
Инфографика - Павел Киреев, google.com/maps

Мельников находился среди тех, кто внизу ловил на одеяла самых маленьких – их спасение было в приоритете. Детей скидывали родители в отчаянной попытке сберечь чад от мучительной гибели в огне.

– Прошло столько лет, но я до сих пор вспоминаю малыша лет 4-5, которого передавали с верхних этажей. Когда дошли до второго, отец ребёнка пытался сбросить его нам (на фото выше – №1. – Прим. Metro). Мальчишка отчаянно цеплялся за него. Он не понимал, почему папа пытается сбросить его, и хватался за него изо всех своих небольших сил. Когда он всё-таки упал к нам на байковое одеяло и пополз по нему, я разглядел на его спине жуткие волдыри, вероятно возникшие из-за горевшего топлива. Позже я узнал, что малыш умер в больнице.

Ещё Мельников на всю жизнь запомнил стоявшую на подоконнике окна верхнего пятого этажа девушку лет 18 в ночнушке  (на фото выше – №2. – Прим. Metro). Вся её фигура источала отчаяние и немудрено: дым валил ей прямо в окно.

– Её уговорили спрыгнуть женщины, натянув хлипкую простыню, – рассказал новосибирец. – Взяли пример с нас, но мы-то пользовались более надёжными одеялами. Квартира той девушки была расположена в соседнем подъезде, и она могла сама спуститься на улицу, но роковую роль сыграла паника. Поддавшись на уговоры, она прыгнула вниз. Звук страшного удара её тела о землю до сих пор звучит у меня в голове, с тех пор я не могу ходить мимо того места без содрогания. Получив тяжёлые травмы от удара о землю, несчастная поднялась, но потом я увидел, как из её носа и рта потекла кровь. Позже она скончалась. Одна из тёток, что её ловили, замахнулась на другую, не удержавшую простыню...

В тот день Мельников приложил руку к спасению младенца. На пятом этаже, где не было балкона, появилась женщина – она была в отчаянии  (на фото выше – №3. – Прим. Metro). Несчастная держала малыша, а из-за её спины в небо поднимались клубы чёрного дыма. Внизу она увидела, как пять человек растянули одеяло.

– Как сейчас помню, мама была с распущенными длинными волосами, – пояснил Мельников. – Она вытянула руки с младенцем как можно дальше из окна и разжала их. Младенца мы приняли на одеяло, он подскочил как мячик – и тут же его кто-то поймал. Потом маме ребёнка передали лестницу пожарные, по ней она перебралась на соседний балкон. Это нужно было видеть! Все внизу замерли, когда она ползла по лестнице, а каково было ей?! Спасённый младенец впоследствии вырос в крепкого и высокого парня.

Мельников стал одним из героев, который в трудную минуту помогал тем, кто в этом нуждался
из личного архива Валерия Мельникова

Скорая прибыла на место авиакатастрофы раньше пожарных. Вскоре в местную больницу № 34 стали поступать первые пациенты.

ЦИТАТА
Травматологическое и нейротравматологическое отделения были заполнены "под завязку". Даже в коридорах было тесно. По-моему, госпитализировали почти всех жителей подъезда. Но уже на следующей неделе многих выписали, поскольку большинство травм оказались незначительными. В основном люди страдали из-за посттравматического шока.”
— Максим Насекин, приехал тогда в больницу на плановую операцию

По словам Валерия Мельникова, на другой день место трагедии обнесли забором и всех, кто задерживался возле, забирали в милицию.

– Замела милиция и меня. Я в то время работал на стройке и возвращался домой поздно вечером. Остановился перед забором в недоумении, тут меня и пригласили в "бобик". В отделении об инциденте не говорили, просто выяснили, что я трезвый, и отпустили. Быстро разобрались в ситуации, даже вернули бутылку вина. Сейчас живу в том же доме, из окна моей квартиры тот самый, "самолётный" дом не видно, как раньше. О самой трагедии уже мало кто помнит. Даже дом перестали называть "самолётным"...

Боль не сломила

В одной из разрушенных квартир жила семья Ивановых (фамилия изменена по просьбе пострадавшей. – Прим. Metro.). Супруги Владимир и Маргарита, их маленькие дети – 4-летний Егор и 5-месячная Аня – готовились ехать на дачу. Серков страшным образом вмешался в эти планы.

Спастись удалось только половине семьи – выжили Владимир и его дочь. Егор скончался от ожогов в больнице. Маргарита, потерявшая здоровье из-за пожара, умерла позже, и Владимир воспитывал дочь в одиночку.

– Нашу историю рассекретили недавно, – рассказала Metro Анна, дав своё первое интервью об этой трагедии. – Теперь каждую осень меня ищут корреспонденты, устала от этого внимания! Папа больше не женился, воспитывал меня вместе с бабушкой. Мы переехали в трёхкомнатную квартиру в новом доме, недалеко от старого. Дало ли квартиру государство в качестве компенсации – не знаю. Дед погиб на войне, может, выделили бабушке как вдове участника. Я закончила школу, потом – институт. Вышла замуж, есть три дочки. Хоть и живу недалеко от того места, так ни разу там и не побывала. Всё-таки мне было 5 месяцев... То, что я тогда выжила, не считаю чудом. Чудо то, что 32-летний мужчина, потерявший любимых жену и сына, не опустил руки, не спился. А нашёл смысл жизни в воспитании дочки! То, что у меня всё хорошо, – его заслуга. Увы, в 2020 году папы не стало.

Анна старалась никогда не обсуждать с отцом события того дня – не хотела трогать тему, которая могла причинить ему боль.

ЦИТАТА
Про Серковых он мне ничего не рассказывал. Я всё узнала от родни и друзей семьи. Слышала, что тесть и тёща Серкова за несколько дней до трагедии вывозили из квартиры много вещей. Может, и совпадение. Но про то, что они что-то знали, разговоры были.”
— Анна Иванова

Постскриптум

После инцидента появился приказ, который многое изменил в лётном деле. К здоровью пилотов начали относиться строже, кроме того, стали тщательнее следить за обстановкой в семье. 

– Правда, участились доносы, – подчеркнул в беседе с Metro заслуженный лётчик России Юрий Сытник. – Приказы хороши, но главное, чтобы общество было морально устойчивым.

Факты
27 марта 1972 года в Ворошиловграде (ныне – Луганск) самолёт Ан-2 врезался в 4-этажный дом. Командир  Тимофей Шевкунов сказал второму пилоту, что идёт есть, а сам направился на стоянку, взял у дежурного ключи от самолёта, и взлетел в 8 утра. Направил самолёт на свою квартиру, но врезался чуть выше. Погиб на месте, больше жертв не было. Выяснилось, что на протяжении 13 лет жизни с супругой постоянно с ней ссорился, нередко – дрался. Накануне тарана тоже была ссора. Жена позже рассказала, что муж часто угрожал, что совершит подобное на самолёте, однако на работе об этом не знали.

21 августа 1994 года 32-летний командир авиакомпании Royal Air Maroc Инес Хаяти влетел на ATR-42 в горы Атлас (самолёт летел рейсом Агадир – Касабланка). Он не выдержал расставания с любимой накануне свадьбы, а через неделю пошёл на отчаянный шаг. Уже через 10 минут после взлёта Хаяти отклонился от курса. На борту были четверо его коллег и 40 пассажиров, в том числе – принц Кувейта с супругой. Второй пилот пытался остановить Хаяти, но успехом его попытки не увенчались.

24 марта 2015 года 27-летний второй пилот А-320 авиакомпании Germanwings Андреас Лубиц “сошёл с ума” во время рейса Барселона – Дюссельдорф. “Чёрные ящики” показали, что он заперся в кабине, когда командир вышел в туалет. Ему кричали: “Открой дверь, ради бога! Открой эту чёртову дверь!”, однако Лубиц не отзывался. Самолёт стал резко снижаться, пока не столкнулся с землёй – погибло 150 человек (из них 6 – члены экипажа). Позже стало известно, что Лубиц незадолго до инцидента расстался с девушкой, после чего лечился от депрессии.
Андреас Лубиц не смог пережить расставания с девушкой – в буквальном смысле
Getty Images

Читайте также: