Как понять, что родителям надо срочно обратить внимание на поведение ребёнка

Ваш ребёнок постоянно в телефоне и не разговаривает с вами? Причина может быть аховой. Разбираемся в этом вместе со специалистом
Как понять, что родителям надо срочно обратить внимание на поведение ребёнка
Iren_Geo / Shutterstock
Разговаривайте с детьми чаще.

Недавно в Подмосковье 12-летняя школьница свела счёты с жизнью. Как сообщают СМИ, причиной такого поступка стала ссора с мамой – та на целый день отобрала телефон и не пустила её гулять. 

Является ли настоящим поводом для отчаянного поступка телефонная зависимость? Разбираемся вместе с экспертами. 

Понятие благополучной семьи

Когда ребёнок "внезапно" сводит счёты с жизнью, первым делом обращают внимание на то, стоит ли семья на учёте в органах опеки и является ли благополучной. Но, по словам доктора наук, психиатра Анны Портновой, когда трактуют понятие "благополучная семья", очень часто забывают один важный момент:

–  Я бы не суживала понятия благополучной семьи до социально-материальных показателей – раз не пьют, работа есть, значит благополучная.  Однако психологическое благополучие, на мой взгляд, гораздо важнее. Когда ребёнок неожиданно для родителей уходит из дома, наносит себе повреждения – это отсутствие взаимного доверия и поддержки в семье, а это так необходимо детям. Даже агрессивное поведение, например, когда подросток кидает в другого стул, это, к сожалению, уже итог отсутствия этого вида благополучия. 

Причины детской агрессии

Анна Портнова подчёркивает, что детская агрессия по отношению к одноклассникам, даже к самому себе – как раз один из тех "звоночков", на который нужно обратить внимание. И, как правило, такое поведение является отражением того, что происходит в семье. 

– Дети, склонные к жестокости, вербальной и физической агрессии, перенимают всё из семьи, когда родители, воспитывая,  позволяют нецензурно общаться с ребёнком, физически его наказывают или морально унижают. Таким поведением они показывают ребёнку, что так можно себя вести в сложных ситуациях – ударить, выругаться.

Но не только семья ответственна за агрессию у ребёнка, она может вырасти в школе, в которой дети проводят большую часть времени. 

По словам психиатра, школа сама по себе является очень стрессогенной средой:

 – Не все родители понимают, что с травлей ребёнок никогда не справится сам, ему надо помогать. Не надо сразу идти с угрозами в школу, нужно защитить ребёнка – выслушать его, обсудить ситуацию, найти причину вместе, подключить психолога. По моему мнению, сейчас школьная среда не в полной мере отвечает требованиям психологической безопасности и комфорта.

ЦИТАТА
Постепенно, на фоне того что предлагает Интернет, реальные интересы подростка начинают меркнуть
— Анна Портнова, доктор наук

Анна Портнова также добавила, что пока обучение в школе построено таким образом, что далеко не каждому ребёнку удаётся получить столько внимания и поддержки, сколько ему необходимо. 

– Не все учителя и школьные психологи могут помочь детям с особенностями, отследить и предотвратить травлю, запугивания и другие конфликтные ситуации в классе. В большинстве случаев школьные психологи занимаются контролем за эффективностью овладения учениками знаниями, не успевая, либо не имея компетенции мониторить психологический климат в школе. 

В ситуации, когда ребёнку не могут помочь ни родители, ни психолог в школе, конечно, он начинает чувствовать себя одиноко и на помощь ему приходят соцсети и телефон, в котором дети находят недостающую поддержку, понимание. 

– Требования в соцсетях намного проще – можно поставить любую фотографию, изменить имя, там не требуется общения глаза в глаза, позиционирование себя среди сверстников. Там можно скрыть свою неуверенность, проблемы. 

Нырнуть с головой в гаджеты ребёнку достаточно легко не только из-за того, что он не справляется с вызовами реальности и не получает поддержки родителей. По словам психиатра, взрослые сами усугубляют детскую зависимость:

– Уставшие после работы родители часто дают подростку телефон. Когда он погружён в планшет, он не вызывает беспокойства. Это удобно. И постепенно, на фоне того что предлагает Интернет, реальные интересы подростка начинают меркнуть. Такая ситуация может произойти и в дошкольном возрасте. Чем раньше детям позволяют бесконтрольно сидеть в телефоне, тем быстрее развивается телефонная зависимость. 

– Норма экранного времени, согласно рекомендациям ВОЗ для детей от 7 до 12 лет,  не более двух часов в день, для детей от 2 до 6 лет – не более часа. Чем меньше, тем лучше, – подчёркивает Анна Портнова.