Кинокартина ​"Двойной агент" показывает, до чего могут довести шпионские игры

В основе картины реальная биография афериста Роберта Фригарда, обманом заставившего нескольких человек под страхом смерти уйти в подполье
Кинокартина ​"Двойной агент" показывает, до чего могут довести шпионские игры
Courtesy of Nick Briggs. An IFC / IFC Films
Роберт Фригард (Джеймс Нортон) и Софи (Мариса Абела), ставшая жертвой его манипуляций и обмана

Фильм, снятый режиссёрами Декланом Лоуном и Адамом Паттерсоном, исследует не только манипулятивную природу главного героя, но и психологию обманутых им жертв, а также феномен его обаяния, способного обезоружить практически любого человека.

Главную роль в фильме сыграл Джеймс Нортон, который также выступил его продюсером.  

Всё началось с того, что с Нортоном связался по электронной почте журналист Майкл Броннер и поделился идеей статьи об одном неординарном человеке, который  благодаря своему умению пудрить мозги и вешать лапшу на уши фактически похищал людей, разрушая их жизни как в финансовом, так и в психологическом плане. 

– Это была такая захватывающая, такая странная и  при этом такая невероятная правдивая история, – рассказал Нортон. – И мы сразу же за неё зацепились и поняли, что это может быть интереснейший фильм.

Только факты:
6 сентября 2005 года Роберт Фригард был признан виновным по двум пунктам обвинения в похищении людей, 10 пунктам обвинения в краже и восьми пунктам обвинения в обмане. 

Он был приговорён к пожизненному заключению. 

Однако в апреле 2007 года Апелляционный суд отменил два обвинительных приговора за похищение, и в 2009-м Фригард был освобождён из тюрьмы.

Шесть лет эта идея зрела и ждала своего часа, пока к работе над ней не приступила продюсерская компания Нортона Rabbit Track Pictures.


– У меня никогда не было подобного опыта. Было интересно создавать мир и всех его персонажей, прорабатывать их пути так же, как и свой собственный, разделяя при этом свои функции актёра и продюсера. И в центре всей этой истории – мой герой. Он действительно очень своеобразный, загадочный персонаж. И мне было интересно попытаться решить эту головоломку.

Феномен Роберта Фригарда заинтриговал и Лоуна с Паттерсоном как режиссёров. И, как выяснилось, тут  не обошлось без личного интереса:

– Много лет назад я имел дело с лжецом-социопатом, в итоге полностью лишился разума и потерял объективность. И хотя я сам тогда занимался журналистскими расследованиями, не смог распознать, что со мной происходит. И мои друзья тоже не смогли. Потребовалось много времени, чтобы вытащить меня из этого, – поделился Паттерсон.

Лоун, друг Паттерсона, тоже в прошлом журналист, также помнит ту историю:

– Мы оба здесь увидели что-то знакомое, – объяснил Лоун. – И я думаю, что, когда на историю накладывается личный опыт и интерес, это добавляет режиссёру энтузиазма и заставляет полностью посвятить себя такой работе. Но, надеюсь, конечный результат будет интересен и другим людям тоже. 

В начале фильма мы встречаем Фригарда под видом агента МИ5, вербующего студентов колледжа для своей сверхсекретной работы, в результате чего одна из студенток – Софи (Мариса Абела) – надолго попадает под его чары. С годами его обаяние только усиливается и достигает апогея, когда он встречает Элис (Джемма Артертон). И если вы как зритель не совсем понимаете, о чём на самом деле история, то непременно попадёте в ловушку так же, как Элис. И хотя она юрист, обладает острым умом и скептически относится к некоторым «пунктикам» Фригарда, он всегда умеет ловко выкрутиться: объяснить, почему не пришёл или опоздал, с какой стати ему среди ночи звонит какая-то женщина или даже из-за чего люди хотят настроить Элис против него, заявляя, что он на самом деле не тот, за кого себя выдаёт. 

– Нам нужно было, чтобы Фригард был настолько соблазнителен в первой половине фильма, чтобы, даже если вы знаете, что он мошенник, вы могли понять Элис и оказались вместе с ней в плену его чар, – пояснил Лоун.

С ним согласен и Нортон, хотя в глубине души он старался всё же оставаться на стороне жертв:

– Мы обсуждали, насколько он сам верит в созданный собой же миф… В ранних версиях сценария мы играли с идеей, что он убеждён, что он шпион, и его заблуждение становится настолько сильным, что в какой-то момент он уже не играет, а фактически работает на правительство. Но потом мы решили отойти от этого и предоставить зрителю право самому решать, где кончается правда и начинаются манипуляции.

Несмотря на то что у создателей фильма не получилось включить в фильм весь материал, который у них имелся, Паттерсон убеждён, что основную суть им удалось передать. Во многом этому способствовало их с Лоуном журналистское прошлое, сформировавшее взгляды на мир:

– Много лет занимаясь журналистскими расследованиями, мы научились неплохо разбираться в психологии людей и в том, как они справляются с разными ситуациями. И единственный вывод, который мы с Деком сделали: люди не бывают чёрными и белыми. Хотя это очень удобно думать о них именно так – что плохие люди просто всё время делают плохие вещи, а хорошие – только хорошие. Но, конечно, мир устроен совсем не так. 

Талант Фригарда, по мнению Нортона, сыграл с ним злую шутку: 

– Он видел, чего не хватает людям для счастья, и умело использовал это против них самих, крадя все их деньги и разрушая их жизнь. Но здесь кроется и его ошибка. Потому что, когда он понял, что обладает такой силой, это его настолько опьянило, что он уже не мог сопротивляться тому, чтобы поступать так снова и снова.