Классика и фристайл в японской моде: как носили кимоно по правилам и без

Коллекционер Наталья Бакина, искусствовед, один из лучших специалистов по истории японского костюма в России, рассказала Metro, как кимоно из личного гардероба стали основой уникальной коллекции
Классика и фристайл в японской моде: как носили кимоно по правилам и без
Предоставлено пресс-службой Первой галереи восточной живописи
Особенность коллекции Натальи Бакиной в том, что в ней собраны кимоно, рассказывающие истории.

Коллекция антикварных кимоно москвички Натальи Бакиной насчитывает более 200 редких образцов традиционного костюма Японии эпохи Тайсё (1912–1926). Самая интересная часть коллекции — 22 хикидзури, кимоно гейши начала XX века. До конца марта коллекцию можно увидеть в Первой московской галерее восточной живописи.

"Я просто захотела надеть кимоно"

Японской культурой и историей Наталья Бакина увлеклась более 20 лет назад. Покупка первого кимоно была спонтанной. 

— Я просто захотела надеть кимоно. Так бывает часто. Стала интересоваться, как его носить, оказалось, что необходимо много дополнительных предметов: бельё, нижние кимоно (дзюбаны), аксессуары и принадлежности для облачения. Я погрузилась в эту неповторимую культуру, но сначала просто покупала кимоно как предметы личного гардероба, — рассказала Наталья Бакина. 

Интерес, знания и опыт привели Наталью на антикварный рынок кимоно, который, по её словам, специфичен: чтобы купить редкую и ценную вещь, надо понимать и знать японскую историю, традиции, философию. Для своей коллекции она выбрала кимоно первой половины XX века — эпохи Тайсё.  

— Кимоно Тайсё — это особые кимоно. Это период ревущих 1920-х в Европе, эпоха джаза. Мода менялась стремительно и радикально. В Японии стилистику этого периода называют "Тайсё роман" ("романтический Тайсё"), — пояснила Наталья. — Романтический Тайсё называют японским модерном. Особенность этого периода — смешение европейских стилей ар-нуво и ар-деко с традиционными для Страны восходящего солнца темами. Это было время новизны, экспериментов, при создании кимоно художники переосмысливали западную традицию. А в романтическом Тайсё ар-нуво и ар-деко гармонично сочетались. 

Кимоно эпохи Тайсё — это настоящие произведения искусства, которые, впрочем, можно не только рассматривать, но и носить.
Предоставлено пресс-службой Первой галереи восточной живописи
Кимоно эпохи Тайсё — это настоящие произведения искусства, которые, впрочем, можно не только рассматривать, но и носить.
Дракон — персонаж японских сказок и легенд — тоже нередко появляется на кимоно.
Предоставлено пресс-службой Первой галереи восточной живописи
Дракон — персонаж японских сказок и легенд — тоже нередко появляется на кимоно.

Суть гейши выражается через кимоно

Коллекция Натальи Бакиной отличается тем, что в ней собраны кимоно, рассказывающие истории. Мотивы с изображением людей или животных, разных сказочных сюжетов — самые ценные. Потому что традиционны для большинства кимоно цветы и птицы. 

— Например, в моей коллекции есть мужской дзюбан с изображением конных скачек, где есть даже билет с датой: 1927 год. Раньше на дзюбанах изображали кварталы удовольствий. В период Тайсё появились спорт, казино, дансинги. Но мои самые любимые кимоно, безусловно, те, что принадлежали гейшам, — с сюжетами легенд и пьес театра кабуки. Очень редкими считаются авангардные кимоно, созданные под влиянием абстрактной живописи, — отметила Наталья Бакина. — Владельцы одежды безымянны. Но у меня есть два кимоно из личной коллекции гейши из Осаки, все её кимоно после смерти были выставлены на аукцион, и мне удалось купить два. Правда, имени гейши я не знаю. Провенанс кимоно — это редко конкретное имя.

Кимоно со сказочными сюжетами тоже редкость.
Предоставлено пресс-службой Первой галереи восточной живописи
Кимоно со сказочными сюжетами тоже редкость.

По словам Натальи, для гейши ношение кимоно — неотъемлемая часть её профессии, такая же необходимая, как искусство танца или ведение диалога. 

— Сама суть гейши выражается через кимоно. Обычные женщины, вне зависимости от того, нравится им носить кимоно или они надевают его по необходимости, будут сирото, любительницы. Гейши по отношению к кимоно — курото, профессионалы. Часто их успех зависит от того, как они выглядят в кимоно, — уточнила Наталья. 

ЦИТАТА
Помимо подола кимоно гейши отличается и немного иначе скроенным воротником. Гейши и ученицы гейш носят хикидзури, сильно откинув воротник назад, оголяя верхнюю часть спины, а рукава пришиваются спереди на большую длину, чем сзади.
— Наталья Бакина

Под влиянием времени

Кимоно так же менялось с течением времени, как и европейская мода. 

— Каждая эпоха характеризуется своим стилем. Для любого человека, который носит кимоно, отличить кимоно одного периода от другого так же естественно, как видеть разницу между европейской одеждой 1920-х и 1970-х годов. Они отличаются и регионально, и по сословиям: аристократическое, самурайское, купеческое. Когда рассматриваете кимоно, надо учитывать регион, век, десятилетие, сословие, — разъяснила Наталья. 

Кимоно, созданные под влиянием абстрактной живописи, отражают влияние на японскую одежду западноевропейского искусства.
На кимоно не часто изображали повседневные сценки, но в коллекции Натальи Бакиной есть и такие истории
Кимоно, созданные под влиянием абстрактной живописи, отражают влияние на японскую одежду западноевропейского искусства.1/2