
В коллекции Музея транспорта Москвы появился редкий экспонат — кузов экспериментального автомобиля ВНИИТЭ-Макси. Его в дар музею передал коллекционер Владимир Алексеевич Киреев, который является историком и признанным специалистом по ретроавтомобилям, а также состоит в Общественном совете Музея транспорта Москвы. Сейчас ВНИИТЭ-Макси выставлен в павильоне музея на ВДНХ в рамках экспозиции "Ты выглядишь на все 100!". Машину создали в 1967 году во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики и выпустили в единственном экземпляре.
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов отметил, что на нынешней экспозиции представлены ключевые дизайнерские проекты в сфере транспорта. Он подчеркнул, что среди них находится и кузов ВНИИТЭ-Макси — уникальной модели минивэна, разработанной специалистами института технической эстетики в конце 1960-х годов. По словам Ликсутова, после завершения выставки машина войдёт в постоянный фонд музея, а работа по сохранению истории транспорта Москвы ведётся по поручению Мэра Сергея Собянина.
Предыстория разработки связана с выпуском в 1960 году "Запорожца" ЗАЗ-965, получившего среди автомобилистов прозвище "горбатый". Спустя семь лет специалисты ВНИИТЭ предложили альтернативный вариант малолитражного автомобиля: при тех же размерах и том же двигателе МеМЗ-965 они создали намного более вместительную и удобную модель. Салон представлял собой единое пространство по типу минивэна, в корпус вели широкие раздвижные двери, а передние кресла могли поворачиваться, упрощая посадку. Увеличенная задняя стойка выполняла функции защитной дуги в случае опрокидывания и одновременно скрывала воздухозаборники, улучшавшие охлаждение двигателя "Запорожца". Название "Макси" выбрали как противопоставление компактным британским авто Mini, популярным в те же годы: оно подчеркивало стремление конструкторов извлечь максимум из небольших габаритов. Над проектом работали Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Лев Кузьмичев, Александр Ольшанецкий и Геннадий Петров. Всего ВНИИТЭ создал три легковые модели под собственной маркой: ВНИИТЭ-ПТ, ИЖ-ВНИИТЭ и ВНИИТЭ-Макси.

Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко отметила, что проекты масштаба выставки "Ты выглядишь на все 100!" были бы невозможны без участия партнерского сообщества — от музейных институций и реставрационных мастерских до частных коллекционеров. Она пояснила, что в этом году музей запустил проект "Клуб коллекционеров Музея транспорта Москвы", призванный объединить энтузиастов вокруг музейных инициатив. Бондаренко выразила благодарность Владимиру Кирееву за участие в работе музея: ранее он передал коллекцию проездных документов, а теперь фонд пополнился и уникальным кузовом ВНИИТЭ-Макси. По её словам, благодаря поддержке друзей и коллег посетители могут увидеть редкие транспортные образцы.
ВНИИТЭ начал работу в 1962 году под руководством известного дизайнера Юрия Соловьёва и стал ключевой структурой, отвечающей за дизайн в СССР. Со временем институт расширился: появились филиалы в разных регионах, а сотрудничество с промышленными предприятиями охватывало сотни организаций. Одним из направлений деятельности стал выпуск главного советского журнала о дизайне — "Техническая эстетика".
Музей транспорта Москвы продолжает программу "Делаем музей вместе", в рамках которой жители столицы могут передавать предметы, связанные с историей городского транспорта. Музей принимает экспонаты конца XIX — конца XX века: элементы транспортных средств, объекты городской навигации, предметы инфраструктуры, фотографии, открытки, книги, билеты, расписания, униформу дорожных служб и другие артефакты, отражающие развитие трамваев, автобусов, метро, такси и автотранспорта.