Корсеты, чопины, жабо: какая одежда калечила и убивала людей

К слову, травмирующие тенденции были не только в женском гардеробе, но и в мужском. Как говорится, досталось всем
Корсеты, чопины, жабо: какая одежда калечила и убивала людей
Columbia/Sony
Кадр из фильма "Мария-Антуанетта" (2005).

Корсет

Этот предмет гардероба идеально подходит для начала нашего обзора, ведь используют его по сей день! Конечно, современные корсеты в большинстве случаев носят декоративный характер и не идут ни в какое сравнение с теми, что дамы надевали сотни лет назад. 

В европейском костюме он появился в XVI веке и был призван создать безупречную осанку и желаемый силуэт, соответствующий канонам красоты того времени, то есть "песочные часы". Чтобы похвастаться осиной талией, затягивать корсет приходилось так туго, что в нём становилось практически невозможно дышать и двигаться, а со временем его использование приводило к деформации скелета, травматизации внутренних органов и даже смерти. 

Беременным женщинам также неприлично было показывать округлившийся живот, и даже они носили корсет, который во многих случаях вызывал выкидыш. Лишь к XIX веку врачи стали громко заявлять о вреде плотной шнуровки и использование корсетов потихоньку сошло на нет, уступив место бюстгальтерам.

Нормальная женская грудная клетка (снизу) и изменённая в результате ношения корсета (сверху).
Getty
Нормальная женская грудная клетка (снизу) и изменённая в результате ношения корсета (сверху).

Кринолин

Ещё одно "орудие пыток" из истории моды. Жёсткий каркас кринолина женщины надевали для того, чтобы придать юбке необходимую форму купола. Помимо этого, он позволял внешне соблюдать предписанную скромность (ширина определяла дистанцию, а достигала она 180 сантиметров в диаметре). 

Как вы могли догадаться, кринолин был максимально неудобен в носке – при падении или попытке сесть он мог запросто выгнуться в обратную сторону, создав противоположный эффект, то есть открыв всему миру нижние юбки благородной дамы. Так как кринолин делал наряд абсолютно неуправляемым, известны случаи, когда платье женщины загоралось от камина или из-за попавшей под него сигареты. Впрочем, в моде эта конструкция пробыла не так долго – примерно с 1851 по 1867 год – и не успела нанести такой вред, как корсет.

Кринолин зачастую становился объектом сатиры – его сравнивали с клеткой, в которую заточена женщина.
Getty
Кринолин зачастую становился объектом сатиры – его сравнивали с клеткой, в которую заточена женщина.

Узкая "хромая" юбка

История моды полна крайностей, поэтому на смену двухметровым кринолинам пришла "хромая" юбка – предмет одежды авторства Поля Пуарэ, парижского модельера первой половины XX века. 

Дизайнер благородно освободил бюсты дам от стеснения, но "подарил" им "кандалы" на ноги. Передвигаться в такой юбке можно было только семенящей походкой, что, как следствие, приводило к бесконечным падениям и травмам. Чтобы ненароком не порвать модный предмет гардероба, некоторые дамы специально связывали себе ноги. 

Были известны и фатальные случаи: одна девушка в подобной юбке споткнулась на мосту, упала в реку и утонула, другая же стала жертвой взбесившейся лошади на скачках, от которой не смогла ни убежать, ни увернуться. 

Благо популярность юбки была недолгой – с 1910 по 1914 год. Конец ей положила Первая мировая война.

Со временем хромая юбка эволюционировала в силуэт "рыбий хвост".
Getty
Со временем хромая юбка эволюционировала в силуэт "рыбий хвост".

Чопины

Эта обувь была в ходу в Европе в XIV–XVII веках и больше всего в Венеции, а вдохновением для её создания послужили модели на платформе из Средней Азии. Назначение у них было как символическое, так и практическое. Высокая платформа защищала наряд от уличной грязи, а также значительно увеличивала рост, что в то время отражало уровень благородства женщины. По разным данным, высота чопинов достигала от 50 см до 1 метра. Как следствие, это приводило к неустойчивости походки и частым падениям, из-за которых грязи на платьях становилось только больше.

Чопины также называют цокколи или пьянелле.
Getty
Чопины также называют цокколи или пьянелле.

Тюдоровское жабо

Излюбленный аксессуар королевы Англии и Ирландии Елизаветы I, а также других господ. Никакой практической пользы он не имел, зато был достойным украшением шеи высокопоставленной особы. 

Однако не всё так просто. Создавали жабо из нескольких слоёв жёстких или плиссированных оборок из льна или кружева и закрепляли всё это обилием булавок. Более сложные и богатые конструкции дополняли драгоценными камнями. Мало того что острые булавки так и норовили впиться в шею, так ещё и периферическое зрение было в значительной степени ограничено. 

Чтобы увидеть, что происходит по сторонам, женщинам и мужчинам приходилось поворачиваться всем телом. Во второй половине XIX века тюдоровские жабо практически исчезли из обихода, освободив наконец шеи достопочтенных особ.

Жабо стало знаковым символом моды XVI–XVII веков.
Getty
Жабо стало знаковым символом моды XVI–XVII веков.

Жёсткий высокий воротник

Хоть корсеты и жабо носили не только женщины, но и мужчины, есть один модный аксессуар, от которого в XIX веке страдали исключительно господа. 

Это жёсткий высокий воротник из сильно накрахмаленной ткани, который носили, чтобы не менять рубашку каждый день. Вы удивитесь, но в своё время эта маленькая деталь убила не один десяток мужчин. 

Всё дело в жёсткости и высоте аксессуара. Например, он пережимал сонную артерию, и даже элементарный приём пищи становился настоящей пыткой. А когда мужчина клевал носом и норовил заснуть – тут же подключался воротник и приводил к удушению. 

Известны случаи, когда от этого умирали прикорнувшие после алкогольного застолья мужчины: воротничок останавливал движение трахеи и ток крови по венам, тем самым вызывая смерть.

В своё время жёсткий воротник прозвали "отцеубийцей".
Getty
В своё время жёсткий воротник прозвали "отцеубийцей".