
Густо украшенные разноцветной вышивкой костюмы артистов пекинской оперы, тяжёлые японские театральные кимоно с целыми пейзажами золотной нитью, деревянные Фея и Клоун — артисты вьетнамского театра кукол на воде, вырезанный кружевом из тонкой буйволиной кожи Принц Рама — персонаж теневого индонезийского театра Ваянг Кулит — всего около 300 диковинных артефактов собирали в Музее Востока больше двух с половиной лет, чтобы околдовать посетителя новой выставки многообразием видов азиатского театра.
— Мы приходим в театр не для того, чтобы смотреть на воспроизведение каких-то бытовых проблем — нам очень хочется чуда и красоты, мы хотим выйти из театра иными, чем туда пришли, хотим пережить что-то, что в повседневной жизни не переживаем, — рассказывает куратор выставки Анна Егорова, старший научный сотрудник отдела искусства Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока.

Сказочной красоты костюмы, персонажи кукольного и теневого театров, картины и гравюры рассказывают истории фантастических превращений. Вот коварная паучиха на цветной китайской ксилографии превращается в красавицу и вместе с шайкой оборотней охотится на монаха Сюань-цзана, вот статуэтка камбоджийской девушки Маноры, которая оборачивается птицей и спасается от обвинений в колдовстве, а вот костюм персонажа японского театра Кабуки — лиса-оборотня Гэнкуро, который эти превращения являет не в воображении, а воочию, во время представления на сцене.
— Этот костюм выворачивается наизнанку на актёре прямо в процессе исполнения танца, превращая верного телохранителя военачальника Ёсицунэ в лиса-оборотня, — рассказывает Анна Егорова. — Тут зрительный зал в прежние времена начинал от восторга топать ногами, рыдать и бросать на сцену мешочки с монетами.
Более чем двухлетняя работа научных сотрудников Музея Востока над созданием многокрасочной картины театральных превращений из Китая, Японии, Кореи, Мьянмы, Индонезии, Малайзии, Камбоджи, Лаоса и Вьетнама привела к открытиям в фондах самого музея. Так, в процессе создания экспозиции музейщики обнаружили, по их определению, настоящую жемчужину — коллекцию моделей грима пекинской оперы, которую в 1924 году привёз из Китая поэт-футурист Сергей Третьяков.

— Его пригласили в Пекин читать лекции по русской литературе, где он приобрёл эту коллекцию на рынке у мастера, который вылепливал эти модели из рисового теста и раскрашивал, — рассказала Анна Егорова Metro. — Третьяков привёз их в Москву, но в 1937 году его с женой арестовали, и спустя какое-то время их дочь принесла эти модели в Музей Востока. Долго не было специалиста, который мог бы оценить эти вещи, и со временем они затерялись в наших фондах. Когда я раскопала эту потрясающую историю, мы отдали их в реставрацию, и через год ювелирной работы их можно показывать на выставках.
По миниатюрным, как игрушечным, моделям грима, напоминающим маски, можно изучить все амплуа пекинской оперы. Каждая комбинация цветов грима имела своё значение: например, если сочетались белая и чёрная краски, значит, этот герой изображал мудрого и справедливого человека, то есть умел отличить белое от чёрного. Одним из таких популярных персонажей в традиционном китайском театре является неподкупный судья Бао-гун с большой чёрной бородой. Напротив стенда с моделями грима как раз можно увидеть гравюру с прямолинейным названием "Бьёт колесницу государыни", на которой изображён популярный в народе сюжет: судья Бао-гун, желая быстрее оказаться на аудиенции у императора, бьёт повозку императрицы, чтобы его сочли сумасшедшим и срочно доставили ко двору.

Это не единственный пример сюжетной переклички экспонатов на выставке. Вот весьма эффектное, с множеством крыльев, платье Му Гуйин, ещё одного персонажа пекинской оперы, взятого из фольклорного цикла XII века о девах-воительницах. Возле него размещён редкий лубок, рассказывающий о том, как овдовевшая жена полководца Му Гуйин собирает женское ополчение, чтобы дать отпор врагу. Платье оказалось в Музее Востока после гастролей пекинской оперы в столице в 1953 году.
— А вот эти кимоно, вешалка, зонт, туфли гэта и фонарь поступили в музей после гастролей театра Кабуки на сцене Театра имени Вахтангова в 1961 году, — рассказывает Анна Егорова. — Приезжал и выступал в этом облачении один из двух величайших исполнителей женских ролей (оннагата) ХХ века Накамура Утаэмон VI. Актёр такого масштаба далеко не всегда даже выезжает из Японии, не говоря о том, что он дарит кому-то свой театральный костюм.

Очень эффектное, из шёлка и бархата, обшитое золотом и серебром, кимоно артиста показывают публике впервые с 1961 года, перед выставкой его специально отреставрировали. Рядом — гравюра с изображением актёра в роли куртизанки Яцухаси, трагическую историю которой он рассказал московской публике почти 65 лет назад. Эти гастроли и выступление пекинской оперы были не единственными визитами азиатских театров в Советский Союз, после которых костюмы и реквизит оказались в Музее Востока: так, в 1958 году в Москву приезжал японский кукольный театр Авадзи, пополняли фонды музея и выставки — из Бирмы в 1973 году и Лаоса в 1976-м. Соединившиеся с собраниями восточных редкостей от частных коллекционеров, среди которых имена Игоря Грабаря, Петра Кончаловского и Петра Щукина, все эти театральные и околосценические диковины создают очень пёстрый, но в то же время единый в следовании духовным идеалам мир, который, действительно, позволяет пережить что-то далёкое от привычной повседневности.








