Кукольник из Тувы Виктор Куулар показал и объяснил Metro сказки на пальцах

C 10 февраля буддисты начнут отмечать Новый год. У тувинцев на этот праздник принято рассказывать сказки. Виктор Куулар пригласил Metro в гости в преддверии даты, чтобы показать нам тувинские и русские сказки, которые он разыгрывает в собственном театре
Кукольник из Тувы Виктор Куулар показал и объяснил Metro сказки на пальцах
Александр Курковский
А вы задумывались, почему жили у бабуси ДВА весёлых гуся, а не 3, 4 или 5? Просто раньше это был не просто стишок, а сказка для пальчиковых кукол. И для неё по одному гусю надевали на одну руку.

Кукольник прислал в редакцию письмо: "Скоро НГ по лунному календарю. В этом году я подготовился и создал пальчиковый театр. Весь месяц буду показывать сказки дома. Жду в гости!" В переписке объяснил, что билетов на представление не продаёт: "В основном рассказываю сказки внукам и внучкам. Я 10 раз дедушка!"

Почему-то думалось, что дом десятикратного дедушки из Тувы – разноцветная юрта со статуей дракона на крыше. Всё вышло прозаичнее – 67-летний сказочник встретил нашу маленькую делегацию из журналиста и фотографа у двери в 11-этажную новостройку в скандинавском стиле. Мы вошли в евродвушку и там, в гостиной, увидели тот самый театр. На обычном столе стояли деревянные игрушки: князья, богатыри, кони, лисы...

Рядом с деревянными пальчиковыми куклами стоит эгил – национальный смычковый тувинский инструмент. Кстати, Виктор не просто сыграл нам на нём, а ещё показал навыки горлового пения.
Александр Курковский
Рядом с деревянными пальчиковыми куклами стоит эгил – национальный смычковый тувинский инструмент. Кстати, Виктор не просто сыграл нам на нём, а ещё показал навыки горлового пения.

– Тувинский Новый год Шагаа отмечают месяц, в старину в это время в большой аал (дом из нескольких юрт. – Прим. ред.) приглашали сказителей – уважаемых людей. Они могли рассказывать одну историю по несколько дней, – объяснил хозяин. – Я тоже сказитель, только современный, показываю тувинские и русские сказки пальчиковыми куклами. Наши сказки похожи: своего Емели или Ивана-дурака в Туве нет. Но мораль всегда одна: добро побеждает зло.

Перед обещанным представлением Виктор Шуулейович подготовился: прямо на месте переоблачился в плетёный головной убор довурзак и расшитую безрукавку чени-чок и надел на пальцы правой руки пять деревянных куколок.

– Было у отца пять сыновей: старший оленевод, второй рыбак, средний исполнитель горлового пения, четвёртый кузнец, пятый шаман... А вместе они братья не разлей вода. Вот и сказке конец, а кто понял, почему братья не разлей вода, тот молодец.

Мы переглянулись. Сказитель увидел, что никто из нас не молодец, и надел на ту же руку другие пять куколок.

– Давайте русскую сказку. А ну-ка, братья не разлей вода, за работу, покажем свою заботу. Матвею-дровосеку дрова рубить, Авдею-истопнику печь топить, Савелию-водовозу воду возить, Прокопию-кашевару кашу варить, младшему – скомороху – петь и плясать, своих друзей забавлять. Вот и сказке конец, а кто понял, почему братья не разлей вода, большой молодец.

И тут меня осенило. Братья – они как пять пальцев. Если сложить их вместе и зачерпнуть воду, ничего не прольётся. А если разомкнуть пальцы, воды в руке не останется.

– Ай молодец! – похвалил Виктор Куулар за находчивость. – Ты первый в Москве, кто догадался.

Такую трактовку известной поговорки я ещё не встречал. Может, кукольник рассказал нам очередную сказку? Но прозвучала она так убедительно, что мы в неё поверили.

Этого балалаечника, как и остальные полсотни кукол, наш герой сделал сам. Чтобы добиться правдоподобности, Виктору приходится быть не просто кукольником, но и этнографом: изучать информацию в Интернете и музеях.
Александр Курковский
Этого балалаечника, как и остальные полсотни кукол, наш герой сделал сам. Чтобы добиться правдоподобности, Виктору приходится быть не просто кукольником, но и этнографом: изучать информацию в Интернете и музеях.

– Хотите, ещё расскажу?

Мы переглянулись в третий раз, но теперь уже в предвкушении.

– Да, – ответили хором.

На больших пальцах обеих рук нашего загадочника оказалось по гусю. Началось представление, во время которого он то поднимал, то опускал пальцы, показывая или пряча гусей.

– Гуси, гуси, га-га-га. Есть хотите?

– Нет, нет, нет.

– А что хотите?

– "Тиктоки" смотреть.

Кукольник звонко рассмеялся от своей же шутки, и мы вместе с ним.

– Детей это всегда веселит, – улыбнулся кукольник. – Я могу и в стиле хип-хоп сказки зачитать. Они сначала сидят в телефонах, а потом смотрят – глаза наружу, и вот так рот открывается.

Следующие 20 минут сидеть в телефоне совершенно не хотелось. Наша парочка зрителей наблюдала с глазами наружу и открытым ртом ещё несколько сказок: тувинских, чукотских, алтайских и русских. По версии хозяина театра, ванька-встанька тоже был изначально пальчиковой куклой. Падал и вставал он тоже соответственно движению фаланг.

А в конце Виктор предложил нам стать друзьями не разлей вода.

– Раньше для этого что делали: становились бок о бок, плечом к плечу, ладонь к ладони. Зачерпывали общей ладонью воду и пили. У нас водоёма нет, но мы представим, что есть.

Мы стали рядом друг к другу и в точности совершили ритуал, которому, по словам Виктора, следовали древнерусские князья.

– Ура! – снова послышался звонкий смех. – У меня теперь в Москве есть друзья не разлей вода.

Виктор Куулар более 30 лет показывает сказки на пальцах Виктор Куулар. По основной профессии он архитектор. Сказками сначала просто забавлял своих детей, лишь потом это стало его работой. 3 года назад он переехал в Москву и регулярно даёт кукольные представления в этнопарке "Кочевник".