Майя Плисецкая могла дерзить педагогам и не признавала старость

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения балерины. К этой дате приурочен выход книги "Век Майи", написанной братом звезды балета Азарием Плисецким. Metro делится отрывками из его воспоминаний
Майя Плисецкая могла дерзить педагогам и не признавала старость
Издательство "Слово"
Майя с младшим братом Азарием .

Детство на севере

"Когда отца назначили управляющим рудниками "Арктикуголь" и консулом СССР на Шпицбергене, мама последовала туда на ледоколе "Седов" с годовалым Аликом (Александр — средний из троих детей Плисецких.—Прим. ред.)и семилетней Майей.

На Шпицбергене мама участвовала в обустройстве быта шахтёров, работала телефонисткой, организовывала самодеятельные концерты и даже поставила сказку "Русалка", где Майе досталась роль Русалочки. Это был её первый выход на сцену".

Юная бунтарка

Отца Майи расстреляли в 1938 году по обвинению в шпионаже, маму вместе с грудным младшим сыном Азарием сослали в лагерь для жён изменников родины. Майю удочерила тётя, балерина Большого театра Суламифь Мессерер, направившая девочку на поступление в Московское хоре- ографическое училище.

"Майе повезло, она попала в класс легендарного педагога Елизаветы Павловны Гердт, недавно приехавшей из Ленинграда. Гердт поставила ей фантастически выразительные руки. Она так и учила: в балете руки не менее важны, чем ноги. Майины руки завораживали зрителей всего мира, однако она не признавала в этом заслуги Елизаветы Павловны, которой начала дерзить с первых же уроков.

Когда всех просили встать в первую позицию, все вставали, Майя — нет.

— Майя, в чём дело? — спрашивала Гердт.

— И не стыдно вам мучить детей, Елизавета Павловна! Разве выворотно так долго простоишь? — отвечала Майя.

Или во время разучивания a la seconde Гердт просит не поднимать высоко ногу, потому что сначала надо правильно поставить корпус. Майя закидывала ногу выше головы.

— Майечка, я же просила! Другие ещё эту позицию не освоили.

— Вот других и поправляйте".

Сложный характер

"Как-то перед очередным "Лебединым" к Майе подошёл дирижёр Евгений Светланов с вопросом: "Майя Михайловна, какой темп задаём — быстрее или медленнее?" "Дирижируйте, как написано", — ответила она.

И действительно, в третьем акте в коде па-де-де Светланов, как написано в партитуре, задал такой бешеный темп, что редкая балерина могла бы ему соответствовать. Майя смогла.

Она как вихрь исполнила тур-пике по кругу так, как никто бы этого не 

сделал. После спектакля я спросил у неё: "Как ты чувствовала дирижирование Светланова?"

"Он дирижировал так, как будто у него три яйца", — сказала Майя, грубовато, но довольно точно описав темперамент Евгения Светланова".

Майя Плисецкая в балете "Лебединое озеро", 1964 год.
ЕВГЕНИЙ УМНОВ/ © РИА НОВОСТИ
Майя Плисецкая в балете "Лебединое озеро", 1964 год.

Встреча с мужем

"На одну из репетиций "Конька-горбунка" хореограф пригласил Щедрина. Тот, увидев Майю в репетиционном классе, обомлел — она занималась в обтягивающем трико и чёрном эластичном купальнике.

— У меня после класса — плюс две репетиции. Хотите посмотреть? — спросила Майя.

— Спасибо. Для одного дня впечатлений у меня предостаточно, — ответил смущённо Щедрин".

История с машиной

"В 1956 году у Майи появился автомобиль, в покупке которого я с радостью принял участие, добавив недостающую сумму из своих сбережений. Специальное разрешение на это приобретение приурочили ко Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Это была 21-я "Волга", окрашенная в два цвета — тёмно-зелёный и светло-зелёный. Тогда же у Майи возникло желание научиться управлять автомобилем.

Но, будучи натурой нетерпимой, она не могла спокойно воспринимать других автомобилистов, была готова выскочить из машины, чтобы высказать всё, что о них думает. К счастью, Майя вскоре бросила уроки в силу своего бешеного темперамента и, к моей радости, стала привлекать меня в качестве шофёра.

Всякий раз, сопровождая Майю, испытывал невероятное чувство гордости, что могу быть ей полезен. Так я познакомился с массой интересных людей — с той же Лилей Брик, к которой часто возил Майю".

Близкие друзья

"Майя с Родионом на протяжении четырнадцати лет встречали Новый год в компании Андрея Вознесенского и Зои Богуславской. Майя приносила к столу какие-то закуски из буфета Большого театра, Зоя доставала шампанское.

После боя курантов все четверо падали на огромную тахту и болтали, посматривая в телевизор на новогоднюю программу.

Для встречи нового, 1966 года к ним присоединился Володя Высоцкий. В разгар веселья он исполнил только-только написанную песню "Письмо с сельхозвыставки":

"Был в балете: мужики девок лапают,

Девки все, как на подбор, в белых тапочках.

Вот пишу, а слёзы душат и капают:

Не давай себя хватать, моя лапочка!"

Майя была в восторге и хохотала до слёз".

Слева направо: Зоя Богуславская, Андрей Вознесенский, Родион Щедрин, Майя Плисецкая.
Издательство "Слово"
Слева направо: Зоя Богуславская, Андрей Вознесенский, Родион Щедрин, Майя Плисецкая.

Последние годы

"В магазинах Майя покупала порой самые необычные вещи. Могла зайти в хозяйственный за отвёрткой и теряла ощущение времени, начинала выбирать — первая, вторая, третья, чуть меньше, побольше. Её возбуждал сам процесс. Потом эти вещи, как правило, оказывались ненужными, потому что были куплены спонтанно. Объектом интереса становились новые наряды, бесконечные кремы и главным образом обувь. Возвращаясь из магазина с очередной парой, она примеряла её и тут же откладывала, потому что находила в обновке какое-то неудобство. И продолжала ходить в одних и тех же туфлях на небольшом каблучке, к которым привыкла — даже по горам, категорически не признавая специальных ботинок. Я в такие моменты думал об одном: "Слава богу, что у неё здоровое сердце".

Как-то раз мы с Щедриным после одной из таких прогулок, уставшие, воз

вращались в гостиницу. Майя следовала позади, периодически поторапли- вая нас:

— У, старые! Еле ноги волочат!

Она вообще не любила находиться в компании пожилых людей, которые, будучи на десять или даже двадцать лет моложе, всё равно рядом с ней казались глубокими стариками. Майина живость восхищала. С огромным энтузиазмом она включилась в подготовку гала-концерта, посвящённого её 90-летнему юбилею, который должен был состояться на сцене Большого театра в ноябре 2015 года".

Но в мае 2015 года Майи Плисецкой не стало. Её муж Родион Щедрин пережил её на 10 лет.