Масштабную инсталляцию и тяжёлую для восприятия выставку объединила тема памяти

Еврейский музей подготовил сразу две встречи с искусством, наполненным памятью, – выставку фотопортретов и инсталляцию художника Хаима Сокола
Масштабную инсталляцию и тяжёлую для восприятия выставку объединила тема памяти
Ziv Koren / Photo © Ziv Koren / The Lonka Project, 2019
Четверо выживших в Освенциме: Шмуэль Блюменфельд, Иегуда Маймон, Барух. Кашер, Томми Шварц Шахам.

Оба проекта настолько мощные, что вполне достойны отдельного медленного погружения. Но раз уж мы в музее, изучаем всё  по порядку. 

Сделать шаг от событий к людям

В стенах Еврейского музея это не первая выставка о холокосте. Но ранее всё больше фокусировались на документах, фактах. Проект "The Lonka Project.Человек под номером"  – это взгляд с другой стороны: через судьбы и истории конкретных людей.  С фотопортретов смотрят совершенно разные люди, их разделяют километры, интересы, взгляды... Но каждого из них в детстве застала трагедия в разных городах и ситуациях. Пришлось прятаться, скрываться, а попав в концлагерь, где имена заменяли номера, выбитые на руках, выживать.

Прошло  уже более 75 лет, а я до сих пор повторяю свой номер на немецком, 75692, даже во сне. Я не рассказываю своим детях о холоксте. Просто не говорю об этом.  Как только начинаю вспоминать – не могу сдержать слёз.  
Стелла Бихлер, узница концлагеря Аушвиц-Биркенау

– "The Lonka Project.Человек под номером" – это проект-посвящение тем, кто прошёл лагерь, прошёл Освенцим, кто знает, что это такое, выжил и с этой памятью живёт, –  объяснила на открытии Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности. 

На портретах мы видим пожилых людей в их привычных сегодня декорациях – домашних интерьерах,  в окружении значимых для них вещей... А вчитываясь в сопровождающий каждую фотографию текст, понимаешь, что пятилетнему ребёнку пришлось оформлять паспорт как шестнадцатилетнего, чтобы иметь в лагере право работать и получать еду. Другому, а точнее практически каждому, пришлось с родителями прятаться, скитаться и со страхом ждать, что в дом придёт полиция...

Леон Мальмед держит в руках портреты четырёх человек, которых он считает своими родителями. В левой руке – портрет родителей, на котором они запечатлены такими, какими их видели в последний раз перед тем, как их навсегда увезла французская полиция в 1942 году. А в правой – его вторые родители, которые спасли Леона и его сестру в тот день, не позволив полиции забрать их.
Robert Gumpert / The Lonka Project, 2019
Леон Мальмед держит в руках портреты четырёх человек, которых он считает своими родителями. В левой руке – портрет родителей, на котором они запечатлены такими, какими их видели в последний раз перед тем, как их навсегда увезла французская полиция в 1942 году. А в правой – его вторые родители, которые спасли Леона и его сестру в тот день, не позволив полиции забрать их.

Дотронуться до неба

Хаим Сокол, художник из современных и признанных. Его работы – давно в собраниях  главных галерей: Третьяковки, ММОМА, Collection of Loushy: Arts & Projects (Тель-Авив, Израиль)... У него чёткий узнаваемый язык, что делает работы художника единым высказыванием, независимо от выбранной формы. Для Еврейского музея Хаим Сокол предложил инсталляцию "Снегопад": в лобби музея белые лестницы, сплетённые из тряпок, устремились ввысь.

– "Снегопад"   наводит на мысль поговорить с самим собой – согласны? – объяснил Metro автор. – По-моему, в этом году такое название просто само напрашивалось. А ещё снег приглушает звуки, объединяет пространство. Город или лес под снегом похожи друг на друга . Они как бы перестают быть самими собой. Проявляется сказочное измерение.  А сказка и воспоминание чем-то похожи.

Но "сказочное измерение" приобретает иные очертания, минорный лад, если вчитаться в описание работы. 

<...> "Инсталляция "Снегопад" приглашает зрителя проследовать за ассоциациями автора: "Когда я смотрю на снег, я вспоминаю и представляю. Наверное, такой же снег, как сейчас за окном, был в январе 1944-го в окрестностях города Освенцим в Польше. Или зимой 1942-го в украинском лесу, где располагался партизанский отряд, в котором был мой отец" <...>

Говоря про то, как создавалась работа, художник признался Metro, что интересует его "не столько прошлое как таковое, сколько наше коллективное и индивидуальное отношение к прошлому: насколько мы с ним связаны; что мы чувствуем по отношению к удалённым во времени событиям..."

– Мне бы хотелось, чтобы истории, рассказанные о прошлом, воспринимались лично, не отчуждённо, как кино или литература, а как факты из личной биографии, как будто рассказывают о ком-то очень близком. 

Инсталляция "Снегопад".
Ирина Бабкина
Инсталляция "Снегопад".

Хаим Сокол уверен, что предварительная подготовка до встречи со "Снегопадом" не требуется, нужно просто быть в контексте истории 20-го века.

– Ещё требуется не малая доля воображения. Радикально помыслить прошлое означает отречься (хотя бы на время) от собственной идентичности, биографии, если угодно, даже от собственного отражения в зеркале – всего того, что формирует нас  как личность, – и представить себя кем-то другим.