Metro рассказывает о выдающихся женщинах-художницах, которых незаслуженно забыли

Искусствовед и арт-критик Ирина Сухорукова рассказала Metro о выдающихся художницах разных эпох, творчество которых забыли на несколько поколений
Metro рассказывает о выдающихся женщинах-художницах, которых незаслуженно забыли
Courtesy National Gallery of Art, Washington
Автопортрет Юдит Лейстер

Недавно в свет вышла книга-альбом "I love women in art" ("Я люблю женщин в искусстве”), её авторы собрали истории и работы ста одарённых женщин-живописцев из разных стран и эпох. Искусствовед и арт-критик Ирина Сухорукова провела собственное исследование и рассказала нам о выдающихся художницах, творивших в тени мужчин. 

Несломленная Джентилески 

По словам арт-критика, картину одной из самых ярких представительниц итальянской живописи первой половины 17-го века Артемизии Джентилески в 2014 году продали на аукционе “Сотбис” за 1,2 млн долларов. Посмертная известность пришла к последовательнице Караваджо после трёхсот лет забвения. 

– Артемизия не только гениальная художница, но и женщина необыкновенной судьбы, – рассказывает Ирина. – Живописи она обучалась у своего отца, талантливого художника Орацио Джентилески. Есть даже версия, что несколько картин Орацио написаны его дочерью. В юности Артемизия пережила изнасилование и, вопреки нравам того времени, подала на обидчика в суд. Чтобы доказать свою правоту, ей довелось перенести пытки: так проверяли, не клевещет ли женщина на мужчину. Артемизия выдержала испытание и выиграла суд. 

После случившегося в творчестве Джентилески появились библейские персонажи женщин, подвергшихся насилию, и женщин, убивающих мужчин, например, “Иаиль и Сисара”, а также одна из лучших её работ “Юдифь, обезглавливающая Олоферна”. Что примечательно, мужчины на этих картинах очень похожи, искусствоведы считают, что Артемизия передала в них черты своего обидчика. Сегодня картины художницы украшают лучшие галереи мира, включая Лувр. 

Артемизия Джентилески "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"
National Museum and galleries of Capodimonte, Napoli
Артемизия Джентилески "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"

Как Юдит стала Хальфом

Яркую представительницу голландской живописи Юдит Лейстер вообще лишили авторских прав. Перекупщики произведений искусства закрашивали автографы Юдит, подписывая её картины именем другого голландского художника Франца Хальфа. Он писал в похожей манере, а поскольку мужская живопись ценилась намного выше, недобросовестные спекулянты не стеснялись подменять авторов. Обман выяснился столетия спустя и совершенно случайно: на одной из картин краска со временем облезла, и под фамилией Хальфа проступили другие инициалы. 

– Эксперты выяснили, кому они могут принадлежать, и вернули Юдит украденную славу. В 2018 году одну из картин Лейстер продали за 2,3 млн долларов, – говорит Сухорукова.

Известность после развода

А вот американская художница 20-го века Маргарет Кин, создатель серии в то время очень популярных персонажей с огромными глазами, в основном детей, практически всю жизнь добровольно отказывалась от авторства в пользу своего мужа Уолтера. И только развод побудил её заявить право собственности на свои работы. 

– При этом муж настаивал, что картины написал он, и тогда судья предложил обоим сделать наброски в процессе разбирательства, – рассказывает Ирина Сухорукова. – Уолтер отказался, сославшись на больное плечо, а Маргарет сделала эскиз и отвоевала права на всё своё наследие.

Ранее мы писали о девятилетней художнице, создавшей собачью вселенную с помощью линера.

Кадр из фильма о Маргарет Кин "Большие глаза"
Централ Партнершип Classic, All Media
Кадр из фильма о Маргарет Кин "Большие глаза"