
Иван, поздравляем вас с победой и новым мировым рекордом! Как вы готовились к ультрамарафону?
Я начал основательно готовиться ещё в 2023-м – тренировался, бегал. В год на тренировках я пробегаю где-то 6000 км. Перед марафоном пришлось поднажать – так, с 21 марта по 20 апреля пробежал где-то около 1300 км.
Как давно вы бегаете марафоны? Читал, что путь к рекорду у вас занял больше десятилетия.
Действительно, я участвую в марафонах с 2014 года. В 2018-м, например, я пробежал от Милана до Сан-Ремо в Италии ультрамарафон на 285 км за 29 часов 44 минуты, а в 2024-м на ультратрейле в Греции пробежал 490 км за 52 часа 52 минуты, получив рекорд трассы.

Такой марафон – это огромные физические нагрузки. Был ли момент, который вы могли бы назвать самым сложным?
Самое сложное в таких марафонах – это пережить ночь, потому что очень хочется спать. В такие моменты приходится заставлять себя бежать или как-то переключаться. Если уж совсем было невмоготу, то приходилось останавливаться на короткий сон, где-то минут на 15, а потом снова бежать. За шесть суток марафона я проспал всего часов 12 или 15. Хочется побыстрее финишировать, но вся фишка ультрамарафона заключается в том, что там нет классического финиша и важно только то, какую дистанцию ты в итоге пробежал. Плюс погода не радовала – под конец были сплошные дожди.

Как вы питались в ходе марафона? Возможно ли это вообще делать на бегу?
Меня очень выручали спортивные гели, в них много сложных углеводов и они легко усваиваются. Однако, чтобы не случилось сбоя работы ЖКТ, я чередовал гели с обычной едой – закидывал печенье, кексик, яблоко, самые обычные продукты.
Были ли у вас мысли, что не справитесь, что пора сходить с дистанции?
Нет, я ехал за рекордом, за победой. К тому же, мне удалось избежать каких-либо травм, переутомления или обострений, поэтому и причин сдаваться у меня просто не было. Наверняка некоторым участникам пришлось отказаться от участия, но абсолютное большинство точно шло за своими результатами.
Правда ли, что по итогам забега организаторы потребовали от вас сдать тест на допинг? Как вы к этому отнеслись?
Это было не требование, скорее, предложение. Мне сказали, что будет допинг-тест, но случились какие-то накладки из-за праздников в стране и его пока не провели, мы в любом случае собираемся его дождаться. Это абсолютно нормальная практика, не вижу в этом ничего предосудительного.
Чем вы поощрили себя первым делом после марафона?
Чашкой кофе с утра. Перед бегом я ограничиваю себя в кофе и еде, но теперь могу немного расслабиться.
Что у вас в ближайших планах на будущее?
Как следует отдохнуть! (смеётся). А вообще этот марафон многому меня научил, хочу улучшить свою технику бега.
Update: По информации ТАСС, 18 мая Международная ассоциация сверхмарафонцев отказалась регистрировать рекорд Ивана Заборского. Согласно сообщению пресс-службы ассоциации, поводом для такого решения стал российский флаг, с которым спортсмен финишировал в ультрамарафоне.
Спортсмены из России и Беларуси могут принимать участие в турнирах IAU, поскольку они проводятся на коммерческой основе.
– Однако международная ассоциация ожидает, что все соревнования с соответствующим статусом будут соответствовать нашей позиции и не позволят российским и белорусским спортсменам участвовать кроме тех, кто признан нейтральным атлетом. И, наконец, любые выступления российских или белорусских спортсменов, выступающих под национальным флагом, не будут признаны и не будут включены в список рекордов, – отмечается в заявлении пресс-службы ассоциации.
Сам спортсмен решение IAU пока никак не прокомментировал.
Только факты
Второе место в марафоне "Шесть дней Франции" заняла американка Меган Эккерт, пробежавшая 970,685 километра, на третьем месте – бельгиец Фрэнк Гилен. Его результат – 900,487 километра.
Пятую строчку с показателем 832,937 километра заняла россиянка Ирина Масанова, показав второй результат в мире среди женщин.