Москвичей шокировали фонтан из духов, пук соломы и музыкальные сладости

11 ноября в ГУМе открылась выставка "145 лет рекламе. Культурное наследие", подготовленная Ассоциацией коммуникационных агентств России. В коллекции – более 250 незаслуженно забытых рекламных плакатов, фильмов, аудио-роликов и инсталляций за 145 лет. Репортёр Metro расскажет о 5 необычных рекламных ходах, которые удивили больше всего
Москвичей шокировали фонтан из духов, пук соломы и музыкальные сладости
Александр Красавин / @РИА "Новости"
Pдание русской парфюмерной фабрики "Брокар и К", 1914 год. Репродукция.

Фонтан из одеколона

Фонтан четы Брокар, воссозданный организаторами на выставке.
Юлия Щедрова
Фонтан четы Брокар, воссозданный организаторами на выставке.

Организаторы выставки воссоздали рекламный ход, придуманный в 1882 году четой Генри и Шарлоттой Брокар для рекламы собственной продукции, – фонтан из одеколона. Он бил в центре павильона первой Всероссийской художественно-промышленной выставки, и возле него постоянно толпились посетители.

Газеты тогда много писали, как участники выставки собирали дармовой одеколон в банки и флаконы, принесённые из дома. А наиболее раскрепощённые окунали в фонтан пиджаки. Чета Брокар этому не препятствовала, и несколько дней половина Москвы пахла этой новинкой. Естественно, одеколон стал модным. С помощью этой необычной акции одеколон "Цветочный" быстро завоевал Москву, а потом и всю Россию.

К сожалению, на выставке в ГУМе из фонтана бьёт вода, но посетители всё равно толпятся, и атмосферу того времени представить можно.

Вывески с рисунками товаров

До середины XIX века на воротах торговых лавок в качестве рекламы вывешивали предметы сбыта – пук соломы, колесо, обруч, кожу. А в середине XIX века появились мастера и целые артели, которые специализировались на создании рекламных вывесок в стиле натурализма.

Мастера на вывесках не использовали слов, зато пытались изобразить весь ассортимент. Особенно интересны вывески продуктовых лавок, на которых горками были сложены фрукты, овощи, мясные изделия, сыры и хлеба.

Художник Константин Грушин держал мастерскую, где расписывал вывески в очень реалистичном стиле.
Фото предоставлено организаторами
Художник Константин Грушин держал мастерскую, где расписывал вывески в очень реалистичном стиле.

Реалистично писали не только еду, но и одежду. Например, такие вывески делала мастерская Василия Степанова.

На вывесках реалистично писали не только еду, но и одежду.
Фото предоставлено организаторами
На вывесках реалистично писали не только еду, но и одежду.

Внимание репортёра Metro больше всего привлёк плакат 1895 года, рекламирующий французское печенье к чаю. Художник наглядно изобразил всё разнообразие продукции, которую можно купить в лавке.

Интересный пример натурализма в плакате.
Фото предоставлено организаторами
Интересный пример натурализма в плакате.

Упаковка как главный рекламный носитель

Первой начала использовать упаковку как рекламный носитель фирма Абрикосовых. Их упаковка английских бисквитов к чаю была изготовлена на прославленной жестяной фабрике француза Жако. На коробке в технике хромолитографии – способа печати с использованием нескольких цветов – были изображены бисквиты на фарфоровом блюде.

Эту упаковку можно считать ярким примером того, как продукция, изображённая на крышке изящной коробки, продвигала саму себя. Кроме того, благодаря красоте своего оформления коробка была обречена на долгую жизнь в качестве полезного предмета обихода.

Жестяная упаковка бисквитного печенья товарищества "Абрикосов и сыновья".
Предоставлено организаторами
Жестяная упаковка бисквитного печенья товарищества "Абрикосов и сыновья".

Рекламные плакаты в стиле конструктивизма

После Октябрьской революции плакат быстро превращается в острое орудие идеологической пропаганды, а плакатист становится одной из самых востребованных среди творческих профессий. Художники верили, что, избавившись от лишних деталей, произведение не теряет своего воздействия на людей, – конструктивизм становится самым модным направлением в искусстве тех времён.

Известный поэт Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко использовал конструктивизм для создания рекламных плакатов: "Нет места сомненью и думе – всё для женщины только в ГУМе", "Нечего на цены плакаться – в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!". Также поэт рекламирует отдельные товары: "Самый деловой, аккуратный самый, в ГУМе обзаведись мозеровскими часами".

Поэт-футурист Владимир Маяковский и бывший художник-беспредметник Александр Родченко стали подписывать свои рекламные плакаты "Реклам-конструктор Маяковский – Родченко".
Фото предоставлено организаторами выставки
Поэт-футурист Владимир Маяковский и бывший художник-беспредметник Александр Родченко стали подписывать свои рекламные плакаты "Реклам-конструктор Маяковский – Родченко".

Музыка в рекламе

Кондитерская фабрика Эйнема – первопроходцы в использовании музыки для рекламы. Удивительный факт: в фирменных магазинах "Эйнем" звучала музыка. Кондитеры этой фабрики рекламировали свою продукцию вальсами и галопами!

Посетителям кондитерских салонов в качестве анонса к новой продукции, коробке конфет или шоколада, предлагались бесплатные ноты для игры на фортепиано в четыре руки. Необычная музыкальная серия состояла из нескольких оригинальных мелодий, объединённых названием – "Сладкие танцы", а написал её по заказу правления кондитерской фабрики композитор Карл Фельдман.

Посетителям кондитерских салонов в качестве анонса предлагались бесплатные ноты для игры на фортепиано в четыре руки.
Фото предотсавлено организаторами
Посетителям кондитерских салонов в качестве анонса предлагались бесплатные ноты для игры на фортепиано в четыре руки.