Елена Лядова рассказала о съёмках в драме Алексея Германа про лётчиц времён ВОВ

Metro поговорило с актрисой о работе в драме Алексея Германа "Воздух" про лётчиц во время Великой Отечественной войны
Елена Лядова рассказала о съёмках в драме Алексея Германа про лётчиц времён ВОВ
Максим Кашин /
Елена Лядова на премьере фильма "Воздух".

В смешанный авиационный полк прибывает подразделение девушек – одних из первых лётчиц на фронте, совсем юных, ещё не понимающих, что такое война. Каждый день им приходится выживать в тяжёлом мужском мире, доказывая, что они ничем не хуже мужчин. Роль их наставницы Риты, а заодно и сердечной подруги командира Алексея Астафьева (Сергей Безруков) сыграла Елена Лядова. 

Фильм вроде бы и про женщин, но совсем не женский, очень жёсткий. Насколько вы себя комфортно чувствовали в таком проекте? 

– Ну, что значит “комфортно, некомфортно”? Наверное, это не те слова для участия в картине, для занятия своей любимой профессией. Комфортно – это дома или где-то на отдыхе. Профессия – это не про комфорт, наверное, всё-таки, а про радость творчества, про смыслы какие-то, которые мы для себя находим, про трансляцию того, что мы хотим передать этим материалом. А материал серьёзный, мощный, сильный, есть над чем задуматься. И главное, что есть кому его посвятить. Поэтому это важный проект, очень.

Кадр из фильма "Воздух".
"НМГ Кинопрокат"
Кадр из фильма "Воздух".

Алексей Герман сказал, что “этот фильм вообще одни сплошные сложности”. В чём для вас заключались сложности? 

– И Алексей Алексеевич, и все участники проекта – мы не раз уже говорили, что нам в буквальном смысле пришлось бороться со стихией. Плюс пандемия подкосила наши планы. Пришлось останавливаться на долгий период времени, что не очень хорошо всегда для создания картины: артисты разлетаются по другим проектам, собрать всех сложно. И, в общем, это не на пользу, конечно, производству. Плюс, когда нужно было, Финский залив не замерзал, приходила вода, в буквальном смысле подтапливала построенные самолёты. Приходилось бежать на Большой берег спасать часть декораций, техники и так далее. Так что вот тут можно применить слова “совсем некомфортно”. Ну, наверное, такие сложные картины и не снимаются как по маслу и должны пройти какую-то свою инициацию, какую-то свою проверку. Я считаю, картина проверку вот этими испытаниями на этапе производства прошла серьёзную. Теперь следующий этап – зрители. 

Вам пришлось специально освоить какую-то технику? 

– Нет, технику мне не приходилось никакую осваивать, но чтобы убедительно в кадре выглядеть, естественно, какие-то моменты, связанные с профессией лётчика, нужно было знать. 

Фильм, насколько я знаю, не основан на какой-то реальной истории, но всем известно, что девушки-лётчицы были и героически воевали. Некоторые из них даже ещё живы. Вы, готовясь к роли, может быть, с кем-то общались? Может, что-то читали, смотрели? 

– Нет, ни с кем я не общалась. Это собирательный образ. Но, конечно, мы смотрели фотографии, какие-то архивные документальные съёмки. Но это больше обложка. Никто никогда не снимал, как сейчас, что происходит в кабине на самом деле, как идёт бой, это всё додумывается, естественно. 

Чем этот фильм отличается от других военных? 

– Это необычная военная история, главный герой в которой – женщина. Картин, где главные герои – женщины, на самом деле совсем не так много. “А зори здесь тихие”, ещё какие-то картины были, но их крайне мало. И в принципе не принято говорить о женском героизме на войне. Мы обычно женщину воспринимаем как мать, и, насколько я знаю из нашей истории, очень долгое время не принято было чествовать женщин, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Это был вообще такой непопулярный момент – раскрывать то, что у нас защищали все и женщины наравне с мужчинами также. Что они были и танкистами, и в партизанах были, и лётчицами, а не только медицинскими сёстрами. Этим картина очень сильно отличается от многих других. Она лишена пафоса героического в привычном понимании. Мы привыкли, что мир спасает мужчина. И это уже сразу практически древнегреческий герой со всеми пафосными атрибутами. А здесь просто девочки, которые хотели жить, любить, как говорится в нашем кино, целоваться, а им пришлось сесть за штурвал самолёта. И они все погибли, так и не смогли оказаться в мирной жизни, чтобы выполнять свои обычные женские функции. Это ода тем женщинам. Об этом нельзя забывать. Знаете, это так легко представить, что мужчина мужественный, поэтому так естественно, что он может быть героем. Наша история о том, что мужество обретают женщины, несмотря на свои нежные сердца и несмотря на своё совершенно иное божественное предназначение. 

В картине очень много запоминающихся фраз и вопросов, например, “здесь нет мальчишек и девчонок” или “что важнее: Родина или человек?”. Вы для себя какой главный посыл выделили в этом фильме?

 – Что человек может всё, наверное. Если в его сердце есть любовь, преданность Родине своей, людям своим, то он может стать сверхчеловеком. 

Картина снималась долго, что у вас за это время ещё произошло в жизни?

 – Я снималась и в других картинах параллельно, отличных по жанру от "Воздуха". Уже давно вышел комедийный сериал, где мы с Максимом Лагашкиным главные роли исполняем, “Неличная жизнь”. Вышел проект “Что делать женщине, если у неё два любовника, а выбрать нужно одного”. Кстати, у него планируется второй сезон. И если ничто не помешает, то мы готовимся приступить к съёмкам. 

Расскажите, как вы встретили Новый год. Про желания не рискну спрашивать, это, наверное, что-то заветное. А какие-то задачи вы себе поставили на 2024 год?

 – Я думаю, что это тоже заветное. (Смеётся.) Как говорится, расскажи Богу о своих планах... Тогда он будет смеяться. Поэтому всё это останется при мне. А встретили уютно, тепло, в компании добрых, милых друзей. И несмотря на то, что основные, как нам кажется, праздники уже прошли, поздравляю всех с наступающим ещё одним новым годом – не календарным, а астрологическим – годом Дракона. Пусть он нам всем принесёт защиту.