В ноябре Театру имени Евгения Вахтангова 103 года, из них 52 года я в нём работаю. В годовщину постановки "Принцессы Турандот" с которой начался театр, мы ходим на кладбище, на могилу Евгения Вахтангова. И каждый раз я, стоя у его могилы, думаю: мог ли он когда-то представить, что из его маленькой студии вырастет один из самых успешных театров России, заполняемость залов которого составляет 98%, что вообще нереально для театра? Ни у кого из его артистов не было актёрского образования, кроме него самого и ещё буквально нескольких студийцев, которые были учениками Станиславского. Он не смог даже посетить премьеру своего спектакля, потому что был смертельно болен и умер через несколько дней после неё.
Журналисты часто спрашивают, что такое вахтанговский театр и вахтанговский актёр? У критиков есть своё мнение на этот счёт, а если спросить меня, то я вижу это так. Представьте 1921 год: война, разруха, дикий холод, голод, преступность. И на премьеру в маленькую студию приходят зрители – тоже голодные и замёрзшие. И вдруг открывается занавес и под бравурную музыку на сцену выходят красавицы актрисы с причёсками и в декольте и красавцы актёры в смокингах. Всем им тоже холодно, все они тоже голодны и живут в жутких условиях, – но они играют сказку о любви, о вере в жизнь, о надежде. И зритель в зале забывает, что ему холодно и жутко, и ему хочется жить, верить и любить. Вот это и есть суть театра Вахтангова.
Связь сквозь столетия
Обычно все наши актёры – выпускники Театрального института имени Бориса Щукина, которое работает при Театре имени Вахтангова, мы никогда до последних лет не брали актёров со стороны. Мне иногда страшно подумать, но я буквально напрямую связана с Евгением Вахтанговым. Когда я училась, то делала отрывок с Цецилией Мансуровой, которая была первой исполнительницей Турандот, а первый исполнитель роли Калафа в первом вахтанговском спектакле Юрий Завадский оценивал мой актёрский потенциал. Елена Полевицкая, первая исполнительница роли Лизы Калитиной из "Дворянского гнезда" на сцене, которую хвалил Станиславский, рассказывала мне, как ей предлагали ещё при царе работать в Александринском театре. Удивительная связь через два века.
Всем правит случай
В театральные училища огромный и долгий конкурс, но мало кто задумывается, как тяжела эта профессия. Главная её сложность, как и вообще в искусстве, в том, что не существует объективной оценки творчества: одному нравится, а другому нет, один говорит "гениально", а другой "бездарно". Поэтому актёру очень сложно оценить себя объективно: хочется верить в то, что у тебя всё хорошо, а на самом деле оказывается плохо.
Кроме того, ни в одной другой профессии, кроме как в актёрской, нет такой страшной зависимости от случая. Например, я в кино попала, буквально ошибившись дверью. Я была на первом курсе и, как многие студенты, пришла с подругами на Мосфильм подрабатывать на съёмках в массовке. Мы перепутали номер комнаты и оказались в кабинете, где готовили "Дворянское гнездо". Поняв, что зашли не туда, мы тут же собрались уходить, но нас окликнули и предложили поучаствовать в пробах на роль Лизы Калитиной. Так я оказалась на съёмках у Андрея Кончаловского, и если бы не этот случай, неизвестно, как сложилась бы моя судьба. Из 20 человек с моего институтского курса в профессии остались только трое.
Как я играла Лизу, вообще не помню – всё было в каком-то тумане, страхе и ужасе. А вот на втором фильме Кончаловского "Дядя Ваня" уже было проще. Очень многое зависит от режиссёра, и тут мне просто повезло, потому что он очень талантливый и очень умный человек. Он никогда не объяснял, как играть, а говорил, что играть.
"Чем выше идеал, тем большего добьёшься"
Я очень много снималась, у меня около 80 картин, но очень мало с мужем, Василием Лановым. Сейчас не хватает его позитивного взгляда на жизнь, любви и радости жизни. Он из очень бедной семьи, но стал народным артистом Советского Союза, Героем труда, он единственный из драматических артистов – почётный гражданин Москвы. И он всегда говорил, что всё, что у него есть, ему дала страна, которой он и посвятил свою жизнь.
У него было очень тяжёлое военное детство и он сделал всё, что от него зависело, чтобы не была потеряна память о людях, которые дали нам возможность сегодня жить. Он был лицом "Бессмертного полка" и полтора года ездил по стране, рассказывая о нём. Я помню, когда в Москве впервые собирались проводить это шествие, то предполагали, что придёт 100 тысяч человек. Но на акцию пришло полмиллиона. Почему он этим занимался? Потому что знал, что важно иметь идеал. Чем выше этот идеал, тем большего ты добьёшься.