Ничего лишнего и личного: Михаил Розанов очистил модернизм от визуального мусора

Сегодня в Музее архитектуры открывается новая выставка мастера чистых форм. Поговорили с фотографом про самые впечатляющие архитектурные строения из нового проекта, попавшие в его объектив
Ничего лишнего и личного: Михаил Розанов очистил модернизм от визуального мусора
Предоставлено организаторами выставки
Стеклянная пирамида Лувра во дворе Наполеона. Архитектор Бэй Юймин. Строительство 1985–1989 гг. Париж.

Признанный фотограф-неоклассик, мастер чистых архитектурных форм и идеальных линий Михаил Розанов открывает в Музее архитектуры персональную выставку "Сталь. Стекло. Бетон". Без этих трёх материалов немыслима архитектура модернизма – именно ей и посвящено новое фотоисследование Розанова. 

– Я очень много занимался архитектурой классицизма и неоклассицизма – снимал Лувр, Эрмитаж, Пушкинский, античность в Италии,– и в какой-то момент понял, что ещё немного, и мне уже остаётся только поселиться в музее, –  пояснил Metro фотохудожник путь, которым он пришёл к теме выставки. 

Михаил Розанов на открытии новой выставки.
Фонд Ruarts
Михаил Розанов на открытии новой выставки.

Спасаться от классицизма Розанов решил в архитектуре модернизма: прочитал перед съёмками, как он привык, тонну литературы и отправился по Европе снимать самые интересные объекты. Ни одно из зданий, изображения которых можно увидеть в экспозиции, он до съёмки не видел (кроме объектов в Москве). 

– Я стремлюсь показать идеальную архитектуру, идеальную геометрию, – рассказывает фотограф. – Я очень уважаю работу архитекторов, их идеи, поэтому очищаю снимки от всего лишнего – стараюсь снимать в то время, когда вокруг зданий нет людей, при обработке убираю провода и другой визуальный мусор.  

Специально для Metro фотохудожник рассказал о некоторых снимках, которые можно увидеть на выставке. 

Дворец "Финляндия"

"Концертный зал финского архитектора Алвара Аалто – одного из "отцов" модернизма. Это его поздняя работа. Ко времени постройки этого здания молодые архитекторы уже не очень любили Аалто, говорили, что он стал очень государственным, официальным. А по мне, это одно из его лучших произведений".

Дворец "Финляндия" (Finlandia-talo). Архитектор Alvar Aalto. Строительство 1967–1975.
Михаил Розанов
Дворец "Финляндия" (Finlandia-talo). Архитектор Alvar Aalto. Строительство 1967–1975.

Офисное здание Pirelli Tower 

"Это первый небоскрёб, построенный в Милане. Его строили архитекторы, которые были активными участниками движения Новеченто – итальянский рационализм, межвоенная архитектура, известная как "архитектура Муссолини". Эти же авторы сооружали невероятно стильные постройки – например, в Риме есть целый квартал, который был построен ими к несостоявшейся Всемирной выставке 1942 года".

Офисное здание Pirelli Tower (Grattacielo Pirelli). Архитекторы  Джо Понти и Пьер Луиджи Нерви. Строительство 1956–1958.
Михаил Розанов
Офисное здание Pirelli Tower (Grattacielo Pirelli). Архитекторы  Джо Понти и Пьер Луиджи Нерви. Строительство 1956–1958.

Восточные ворота Белграда

"Когда я снимал этот цикл, то хотел показать парадный стиль, суперпостройки, которые очень красиво раскрывали бы течение модернизма – общественные пространства, церкви, театры, башни. Я старался не снимать жилые дома. И вот я оказался в Белграде, в районе жилого комплекса из трёх высоких башен, известного как "Восточные ворота". Это место поразило меня количеством застеклённых балконов, кондиционеров и визуального мусора, который вдруг обернулся чем-то другим, чем-то очень самобытным, какой-то второй жизнью этих построек. И в случае с этой фотографией я изменил общим принципам серии и снял вот такое очень "человеческое" здание. Вообще, Белград поразил меня кварталами, оставшимися от американских бомбардировок, которые специально были оставлены разрушенными в качестве напоминания о войне".

Восточные ворота Белграда. Жилой комплекс. Архитектор Вера Жиркович. Строительство 1973–1976.
Михаил Розанов
Восточные ворота Белграда. Жилой комплекс. Архитектор Вера Жиркович. Строительство 1973–1976.

Библиотека в Тапиола

"Библиотека в Хельсинки. Видите, какое здесь всё лёгкое, воздушное, стоит на опорах. Один из приёмов модернизма – вот такие опоры, чтобы сохранить общественное пространство, чтобы люди могли свободно передвигаться. Всё с заботой о человеке, модернизм – это архитектура для человека, очень гуманистическая. И, к сожалению, её расцвет закончился, когда стали делать длинные панельные дома и люди, как в фильме "Ирония судьбы", могли легко принять чужой дом за свой".

Культурный центр и библиотека в городе Тапиола. Архитектор Арто Сипинен. Строительство закончено в 1989 году.
Михаил Розанов
Культурный центр и библиотека в городе Тапиола. Архитектор Арто Сипинен. Строительство закончено в 1989 году.

Здание Министерства экономики, финансов и бюджета Франции

"В модернизме есть многое из того, что придумали русские авангардисты, – например, Эль Лисицкий разработал несколько вариантов горизонтального небоскрёба. При жизни Лисицкого небоскрёбы технически сложно было построить, но теории были классные. В итоге горизонтальный небоскрёб построили в 1989 году для Министерства экономики, финансов и бюджета Франции".

Здание Министерства экономики, финансов и бюджета Франции. Архитектор Поль Шеметов, Боржа Уидобро. Строительство 1984–1989.
Михаил Розанов
Здание Министерства экономики, финансов и бюджета Франции. Архитектор Поль Шеметов, Боржа Уидобро. Строительство 1984–1989.

Жилой дом в Берлине

"Это жилой дом, который построил знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер в районе Ганза в Берлине. С этим домом случилась странная история: архитектор заложил в проект одну этажность, а построили дом с другим количеством этажей. И Нимейер отказался от своего авторства, хотя все знают, что это дом по его проекту".

Жилой дом. Архитектор Oscar Niemeyer. Построен в 1957-м.
Михаил Розанов
Жилой дом. Архитектор Oscar Niemeyer. Построен в 1957-м.

Часовня в Университете имени Алвара Аалто

"Эта часовня воплощает один из основных постулатов протестантизма о том, что Бог находится повсюду – в каждой мелочи, каждой песчинке и травинке. И вот эта прозрачная стена – своеобразное окно в этот божий мир. Вообще, финский модернизм очень отличается от всего остального – он очень органический, очень связан с природой".

Часовня Отаниеми. Архитекторы Хайки и Кайя Сирен. Построена в 1957 году и восстановлена по оригинальным чертежам в 1972-м.
Михаил Розанов
Часовня Отаниеми. Архитекторы Хайки и Кайя Сирен. Построена в 1957 году и восстановлена по оригинальным чертежам в 1972-м.

Музей В. И. Ленина в Горках

"В модернизме нет ничего лишнего, всё очень просто: линии, плоскости, свет, стекло. И с точки зрения простоты модернизм стал своеобразной новой античностью – здесь всё так же просто, лаконично и гармонично. Поэтому выставку я заканчиваю вот этой фотографией Музея Ленина в Горках под Москвой архитектора Леонида Павлова".

Музей В. И. Ленина в Горках. Архитектор Леонид Павлов. Строительство 1980–1987.
Михаил Розанов
Музей В. И. Ленина в Горках. Архитектор Леонид Павлов. Строительство 1980–1987.