Никаб раздора – нужно ли запретить в РФ ношение мусульманского одеяния

Глава Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев предложил запретить в России ношение никабов – мусульманских женских головных уборов, закрывающих лицо, с узкой прорезью для глаз
Никаб раздора – нужно ли запретить в РФ ношение мусульманского одеяния
Shutterstock
Девушки в никабах

Такую идею он высказал, размышляя о факторах, повышающих риски экстремизма. Metro обсудило даную инициативу с экспертами.

ЗА ЗАПРЕТ

Султан Хамзаев,
член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции

– В России ситуация не настолько болезненная, чтобы ей озадачился целый глава СПЧ. В межнациональных вопросах нельзя вести себя как слон в посудной лавке. Если бы этот вопрос поднял муфтий России, тогда ещё можно было бы дискутировать. Но когда православный Фадеев говорит, что нужно делать другим конфессиям, это звучит странно.
Я, будучи дагестанцем и мусульманином, категорически против, чтобы девушки носили никаб и паранджу. В исламе нет таких обязательств. Есть требование носить хиджаб, скрывающий волосы, щиколотки и пупок. И я против, чтобы девушки облачались в чёрное, если это не траур. Знаете, почему арабская культура заставляла девушек носить чёрное, а мужчин – белое? Чтобы девушки больше сидели дома. В жару в чёрном ходить невыносимо. В Дагестане, Чечне, Татарстане и других наших республиках есть свои красивейшие национальные цвета и орнаменты. Вот если бы кто-то предложил, чтобы девушки использовали больше колорита родной культуры, это было бы круто!

Кирилл  Кабанов,
член СПЧ, председатель Национального антикоррупционного комитета

– Для российского традиционного ислама такие одеяния не являются естественными. Ношение никаба – это не что иное, как намеренные провокации радикалов, враждебно настроенных к нам и нашей стране и чуждых нашим традициям и нашему миру. Мы ни в коем случае не предлагаем запрещать то, что традиционно для наших российских мусульман. Но мы не хотим пускать чуждый и опасный для всех нас радикализм, без стыда прикрывающийся исламом. Мы категорически против, чтобы на территории России строили всемирный халифат по законам шариата, искусственно разделяя наш мир на правоверных и кафиров, на собратьев и врагов.
Мы настаиваем, чтобы наши традиции не просто соблюдались, на нашей земле их обязаны уважать особенно те, кто приезжает в нашу страну. Непонятное заигрывание с радикалами – это не просто политическая близорукость и глупость, это предательство всей нашей страны и пособничество международному терроризму.

Ева Меркачёва,
член СПЧ, правозащитница

– Я считаю, что ношение никаба необходимо запретить. Во многих европейских странах такой запрет есть, и те, кто с ним не согласен, обращались в Европейский суд по правам человека. Я нашла два решения ЕСПЧ: одно в отношении Бельгии, другое – в отношении Франции. В обоих случаях суд признал, что запрет на ношение никабов не является нарушением прав человека. А как мы знаем, ЕСПЧ очень серьёзно относится к правам человека: каждый может выглядеть как угодно – быть разрисованным с головы до ног или даже сменить пол. Но даже в этом случае Страсбургский суд полагает, что за идеей ношения никаба может стоять радикальная идеология, которая представляет опасность для цивилизованных стран.
В России такой запрет не вводили, но это объяснялось тем, что у нас таких проблем не было. Мусульмане проживали и проживают в разных регионах нашей страны, являются значимой частью общества, их никто не притесняет, но они никогда и не носили никабы.

ПРОТИВ ЗАПРЕТА

Камиль  Маннапов,
глава мусульманской общины города Химки

– В России нет практики массового ношения никаба. Это скорее единичные случаи, поэтому я не вижу смысла их запрещать. Очередной запрет спровоцирует у мусульман негативные воззрения и вызовет напряжённость и разлад в обществе. Кроме того, это может стать поводом для всяких радикально настроенных людей и политиков, чтобы посеять в умы российских мусульман мысль, что их здесь ущемляют, гнобят, борются с их религией и так далее. Поэтому данный законопроект очень опасен.
Что касается того, что под никабом могут скрываться террористы, то идентифицировать человека сейчас можно даже по сетчатке глаз – существуют различные биометрические технологии. Нужно развивать систему безопасности, а не ущемлять религиозные права и свободы людей.

Александр Ярков,
доктор исторических наук, заведующий лабораторией изучения этноконфессиональных отношений ТюмГУ

– Иностранцам стоит лучше интегрироваться в принимающее сообщество, но запрещать ношение никаба нельзя. Иначе возникнет протестная волна среди тех, кто разжигает пожар ненависти по любому поводу. Вместо этого следует провести переговоры с Духовным управлением мусульман и начать проводить выставки исламской моды. В современном мире создаются варианты одежды, адаптированные к общемировой тенденции.
Носить чёрное облачение от макушки до пяток принято в арабских странах. Но это традиция, мода, а не норма шариата. В давние времена, когда пришли первые шейхи, проповедники ислама, их супруги и почитаемые женщины такую одежду не носили.  

Ильдар Гильмутдинов,
первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей

– В России ещё не так распространено ношение никабов. Может, не стоит обострять ситуацию? Не усилим ли мы в нашу сторону отрицательные эмоции со стороны исламского мира? Сегодня Россия выходит на новый уровень в укреплении отношений со странами Ближнего Востока. Любые посягательства на право ношения никаба будут неизбежно расценены как недружественные действия.
Принимать какие-то радикальные меры нужно очень взвешенно, осторожно. Необходимо разговаривать с руководителями религиозных организаций, наших федеральных религиозных органов. Это очень уважаемые люди. Через них можно проводить целенаправленную работу, связанную с недопустимостью ношения никабов. У этносов есть общественные объединения, с которыми мы должны активнее контактировать.