Новогодняя выставка в "Коломенском" не обошлась без чудес

За сорока дизайнами ёлок – явно не сюда. На выставку "Три века русской ёлки" надо идти за радостью, что и сделало Metro
Новогодняя выставка в "Коломенском" не обошлась без чудес
Василий Кузьмичёнок / v.k@inbox.ru
Ёлка в выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в "Коломенском".

Главный семейный праздник советской эпохи Новый год во времена досоветские прочно стоял в тени Рождества. Немного маргинал, местами язычник, он принадлежал стихии игры, флирта, святочного хулиганства. И очень верным выглядит размещение выставки в деревянном Дворце царя Алексея Михайловича. Истоки и корни праздника – в допетровской, доевропейской Руси, когда новогодие отсчитывали от 1 сентября (а до 1548 года – от 1 марта), от аграрных праздников завершения урожая. 

Экспозиция "Трёх веков..." компактна и изящна, при этом содержательна: на ней представлена 1000 экспонатов из 16 государственных музеев, а также из частных коллекций. Линия фольклора – волшбы, народной астрономии и славянского бестиария – соседствует  с линией великосветских и державных церемоний, образами барокко, модерна и советской эстетики. Но главная идея выставки – время во всех его переходных состояниях. "Три века..." и открываются разворотом легендарных календарей: Брюсов календарь, "вруцелето" (сборник таблиц для исчисления дней по руке), "Предзнаменование времени на всякой год по планетам" и другие. Можно увидеть и уникальные документы, например запись Петра в походной тетради, где он решает объявить первым днём нового года "1 генваря". 

"Вруцелето" – система расчёта пасхалий по руке.
Василий Кузьмичёнок
"Вруцелето" – система расчёта пасхалий по руке.

– Мы хотели бы показать, что, собственно, сами себе назначаем отсчёт времени, – говорит куратор выставки Наталья Полонникова.

Детское ожидание чуда – самая неистребимая эмоция Нового года. И чудо прилагается. Без треска и шума коломенские музейщики привезли на выставку знаменитую картину Ефима Честнякова "Праздничное шествие с песней. Коляда". Шедевр одного из самых глубоких и трагических самобытных художников с 1987 года не был в столице. Любители оригинальной живописи практиковали специальные паломничества "к Честнякову" в Кострому. Представлены также два эскиза Честнякова и несколько скульптур. Только ради этого стоило бы прийти на выставку. 

Ефим Честняков. Праздничное шествие с песней. Коляда. После 1917 г.
Василий Кузьмичёнок
Ефим Честняков. Праздничное шествие с песней. Коляда. После 1917 г.

Вещественный мир русского новогодия и вправду убеждает в условности времени. Всё было совсем недавно: вчера и везде. Ещё свежи столетние открытки и не тронуты духи Брокара в новогоднем наборе. 

Духи товарищества Брокара (начало XX века).
Василий Кузьмичёнок
Духи товарищества Брокара (начало XX века).

Размашистым комсомольским шагом движется Дед Мороз на конфетной коробке 1955 года. "Фэйервэрк" и "иллуминация" 1748 года освещают Зимний дворец. Весёлый Николай II строит снежную крепость. Девицы Мезенского уезда рядятся в "бисеры", "янтари" и умопомрачительной красоты полушубки. "С новым 1914 годом поздравляю душку Алексея", – пишет великая княжна Мария брату-цесаревичу – видимо, в ожидании долгой и счастливой жизни. 

Выставка продлится до 31 января 2022 года.

Что ещё можно увидеть на выставке

  • Народные костюмы, предметы крестьянского быта и обихода. 
Праздничная одежда крестьянской девицы из северных губерний.
Василий Кузьмичёнок
Праздничная одежда крестьянской девицы из северных губерний.
  • Открытки, письма и фотографии дома Романовых, связанные с Рождеством и Новым годом.
Рисунок великой княжны Анастасии к Рождеству 1910 года.
Василий Кузьмичёнок
Рисунок великой княжны Анастасии к Рождеству 1910 года.
  • Лубки, календари, плакаты, открытки, книги, почтовые карточки, меню праздничных обедов, журналы, книги, картины.
Открытка 1950-х.
Василий Кузьмичёнок
Открытка 1950-х.
Открытка начала XX века.
Василий Кузьмичёнок
Открытка начала XX века.