Четыре года назад дизайнер Даша Винокурова проехала на велосипеде вдоль всего русла Яузы – в поисках "изнанки" и неизбитых маршрутов. И обнаружила много "непарадного" и неизвестного.
– Я решила узнать, делал ли кто-то карту окрестностей Яузы для туристов, и с удивлением обнаружила, что почти ничего на эту тему нет. Тогда и появилась идея нарисовать такую карту самой, – призналась Даша Винокурова.
Самой Даше всегда был близок непростой и до сих пор не раскрытый характер Яузы:
– Я всё время жила, училась или работала где-то неподалёку от Яузы, так что с ней связано много дорогих сердцу мест и впечатлений. При этом мне всегда казалось, что она как будто ускользает от внимания людей: все вроде бы знают, что есть Яуза, но мало кто может запросто показать пальцем на карте всю реку от истока до устья. Потом я стала больше изучать окрестности реки и поняла, что у неё совершенно особый индустриальный и немного мрачный характер: одних только заводов и фабрик из разных эпох на берегах Яузы не меньше двадцати. В голове поселился такой очень близкий мне образ задумчивой реки-интроверта.
По итогам своих наблюдений и с помощью онлайн-карт и Интернета девушка собрала лонг-лист важных объектов в окрестностях реки – изначально в него вошли больше сотни пунктов, но в итоге она выбрала шестьдесят. Большую часть работы по сбору информации о Яузе Даша проделала сама, прислушиваясь к советам друзей – дизайнера Константина Коновалова и Алексея Солнышкова, видеографа и знатока Москвы.
– Я почерпнула много знаний на сайтах и форумах, где старожилы общаются, делятся историями и проводят собственные "расследования" по следам исчезнувших объектов и мест. Например, на моей карте есть железнодорожный мост в районе Свиблово, превращённый в пешеходный, который был частью Бескудниковской ветки, соединявшей Ярославское и Савёловское направления. Её разобрали в конце 80-х, – рассказала Даша Винокурова.
Самое интересное открытие, которое я сделала в процессе работы, – это то, что русло Яузы не всегда было той же формы, что и сейчас, – в разные периоды его выпрямляли в нескольких местах. Эти факты я тоже отразила на карте. Даша Винокурова, художник, дизайнер
В поисках любопытных фактов дизайнер наткнулась на целую серию публикаций, в которых жители района "прочесали" все дворы по бывшему маршруту следования этой ветки, описывали каждую железку, торчащую из земли, и обсуждали, может ли это быть остатком рельс или ж/д инфраструктуры. Некоторые из описанных мест Дарья посетила сама и действительно нашла фрагменты старых рельс посреди автодорог и пустырей.
По словам Даши, берега Яузы давно стали для неё родными и все архитектурные утраты она воспринимает очень болезненно.
– Одна из самых болезненных утрат – снесённый Мытищинский машиностроительный завод, построенный Саввой Морозовым. От него осталась только водонапорная башня, – сокрушается дизайнер. – Закрываются и выносятся за черту города производства, которые во многом составляли индустриальный "портрет" Яузы, и далеко не всем корпусам везёт получить новую жизнь, как это случилось с "Винзаводом" или "Манометром", на месте которого сейчас находится "Артплей". Хорошо, что некоторые исторические здания сохраняют и восстанавливают, например, из последнего – восстановили башню-каланчу суконной фабрики Кожевникова в районе метро "Ботанический сад", а ещё сохранили и отреставрировали ткацко-аппретурную фабрику Карякина в районе "Бауманской", правда, для этого перенесли на новое место одну из башен.
Сейчас Даша мечтает, чтобы Яуза стала ареалом уникального растительного и животного мира, тем более что в парке "Яуза" давно обитает целая группа бобров.
Карту Яузы можно скачать бесплатно на сайте Даши Винокуровой