Основатель порталов "Стихи.ру" и "Проза.ру" дал советы начинающим авторам

Дмитрий Кравчук рассказал, на что нужно обратить внимание, стоит ли слушать критиков и как понять, что твои тексты хороши
Основатель порталов "Стихи.ру" и "Проза.ру" дал советы начинающим авторам
Скриншот мультфильма «смешарики»
Поэт-лирик Бараш очень нервно относился к критике со стороны Кроша, а ведь Дмитрий Кравчук советует прислушиваться к мнению читателей.

Стартовал проект "Библиотека Вдохновителей", в рамках которого в стенах Российской государственной библиотеки проходят встречи с лидерами различных профессий. Одним из них стал основатель порталов "Стихи.ру" и "Проза.ру", президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук, который рассказал Metro, с чего начать карьеру новичку.

Как неопытному автору понять, что он пишет хорошие тексты?

– А по ним и будет всё видно. Литературное мастерство, как и мастерство в любом другом виде деятельности, требует опыта, какого-то количества знаний и многочасовой работы. Безусловно, существует такое понятие, как литературный талант, но не бывает такого, чтобы он проявлялся сам по себе. Обычно те, кто всерьёз интересуется литературой, хорошо понимают уровень своих текстов и ориентируются на творчество других, более маститых литераторов. Если же новичок считает своё творчество совершенным, а литературные произведения прекрасными – то это самый верный сигнал того, что он находится вне литературного пространства и его тексты действительно ничего не стоят. 

Стоит ли ему слушать критиков?

– Безусловно. Каждый автор адресует своё творчество какой-либо аудитории. При этом он сам выбирает, для кого писать. Вот их и нужно слушать. Как известно, даже Пушкин читал "Евгения Онегина" в литературных клубах – примерно тем людям, которым было адресовано его творчество. 

Автор написал текст. Что ему делать дальше?

– Необходимо донести его до читателей, до той самой целевой аудитории. Ведь автор, наверное, не просто так его писал: он имел в виду каких-то людей, которым его творчество может быть интересно. Некоторые говорят, что они пишут "для себя", но я вижу в этом элемент кокетства. Конечно, каждый автор пишет для определённых читателей и в глубине души понимает, что это за люди. Значит, нужно сделать так, чтобы они узнали о произведении. А дальше по реакции можно будет понять, "попал" автор в свою целевую аудиторию или нет, высоко ли она оценивает его произведение или же над ним нужно ещё поработать. 

ЦИТАТА
Если новичок считает своё творчество совершенным, а литературные произведения прекрасными – то это самый верный сигнал того, что он находится вне литературного пространства и его тексты действительно ничего не стоят.
— Дмитрий Кравчук, президент Российского союза писателей

Имеет ли смысл сразу связываться с издательствами, или, для начала, опубликовать тексты в сети Интернет?

– Издательства – это коммерческие организации, бизнес которых может работать по одной из двух моделей: либо они издают книгу известного, раскрученного автора, платят ему гонорар, и зарабатывают на продаже большого тиража, либо издают книгу малоизвестного автора небольшим тиражом за счёт этого писателя. Поэтому если автор уже известен, то у него не возникает такого вопроса. За него, как правило, уже борются несколько издательств, или он подписал с кем-то эксклюзивный контракт на несколько лет. Если автор малоизвестный, то можно издать книгу небольшим тиражом за свой счёт. Как правило, это порядка 100 экземпляров, чтобы подарить друзьям и знакомым. Такая книга будет выполнять сувенирную функцию "на память" и служить твёрдой копией опубликованных в интернете произведений, но помочь автору "раскрутиться" она вряд ли сможет. Для этого нужно предпринимать совсем другие действия: активно публиковать свои произведения в Интернете, находить новую аудиторию, участвовать в литературных конкурсах и премиях.

Нужно ли "гнаться за рублём", обсуждая гонорар, или заняться раскруткой имени, публикуясь бесплатно? 

– Если какое-либо издательство предлагает автору гонорар – то, конечно, надо брать. Это говорит о том, что писатель уже раскручен, востребован и издательство уверено, что сможет на нём заработать. А вот если с гонорарами никто не торопится – тогда нужно сначала как следует поработать, публикуя свои произведения везде, где только можно. Как говорят, первую половину жизни автор работает на своё имя, а вторую половину, если повезёт, имя будет работать на него. 

Псевдоним или реальное имя? 

– Авторы обычно используют псевдоним для того, чтобы отделить свою настоящую личность от того «персонажа», от имени которого создаются литературные произведения. Иногда это нужно тем авторам, кто уже известен в другой, «профессиональной», нелитературной жизни и не хотел бы смешивать эти виды своей деятельности. Но у псевдонима есть минус: известным становится виртуальный персонаж, а не личность автора. Кстати, иногда права на псевдоним как на товарный знак регистрируются на издательство, и автор уже не сможет уйти от него "в свободное плавание". В наше время авторы, как правило, стараются "раскручивать" своё настоящее имя.