НОВЫЙ ГОД

Откуда у российского Деда Мороза взялась внучка

Рассказываем, какой путь проделала Снегурочка от фольклорных сказаний до рекламных постеров
Кадр из комедии "Снегурочка против всех" (2021).
"Каропрокат"

Внучка и помощница Деда Мороза – постоянный новогодний персонаж. Она весела, задорна, любит животных и птиц и легко обращается с маленькими детьми, поэтому её роль особенно важна на новогодних ёлках. Metro рассказывает об истории Снегурочки, берущей начало ещё в фольклорных сказаниях.

Персонификация зимы и вхождение в массы

Для широкой публики Снегурочку открыла в 1873 году сказочная пьеса Николая Островского. Но до этого была опубликованная в 1869 году сказка А. Н. Афанасьева, написанная по мотивам славянских сказаний.

Сюжет о ледяной деве был распространён не только у славян, но и у других северных народов – например, у норвежцев и финнов. Откуда же взялся этот сюжет?

– Снегурочка – персонификация зимы и смены времён года, – рассказывает Metro Екатерина Анатольевна Дорохова, заместитель руководителя Центра русского фольклора в Москве. – Это своего рода модель магического сознания, оказывающая влияние на формирование народных обрядов: крещение кукушки, прощание с русалкой, всем известные проводы Масленицы. Так появилась идея ледяной внучки, которая тает с наступлением весны.

В пьесе “Снегурочка” Островский прибавил к фольклорной идее романтику, любовную линию и создал новых персонажей. При постановке пьеса не понравилась публике, но в 1882 году в Мариинском театре по её мотивам была поставлена опера “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова. Опера приобрела грандиозный успех, арии из неё вошли в репертуар известнейших певцов. Так образ печальной бледной девушки проник в массовое сознание.

Снегурочку изображали Врубель, Перов, Билибин и Васнецов. Последний ещё и нарисовал эскизы костюмов для постановки оперы. На одном из эскизов Васнецова Снегурочка впервые была изображена в сарафане и с обручем на голове. Николай Рерих разрабатывал костюмы как для пьесы, так и для оперы о Снегурочке, причём они имели такой успех у публики, что элементы костюмов вошли в моду.

В. М. Васнецов. “Снегурочка”, 1899 г.
wikimedia.org

В конце XIX – в начале XX века Снегурочка стала неотъемлемой частью детских рождественских ёлок. Делались ёлочные игрушки в виде Снегурочки, а девочки наряжались в её костюм. Ледяная дева окончательно стала частью нашей культуры.

Снегурочка и Новый год

В СССР существовал запрет на отмечание религиозных праздников. Отпала и традиция рождественских ёлок, осуждавшихся как форма буржуазной культуры. Но Снегурочка не оказалась забытой.

– Благодаря прослушиванию радио поколения 1920–1930-х годов хорошо знали классический музыкальный репертуар, – отмечает Екатерина Анатольевна Дорохова. – Слушали они и знаменитую оперу Римского-Корсакова. Снегурочка постепенно становилась одним из самых знакомых образов в нашей стране.

В конце 1930-х годов традицию отмечания Рождества переосмыслили. Она появилась уже в новой форме как празднование советского Нового года. У Снегурочки началась новая жизнь.

Впервые вместе с Дедом Морозом она выступила на празднике ёлки в московском Доме Союзов в 1937 году. Тогда же появилась новая традиция изображения Снегурочки. Вначале на открытках её рисовали в виде маленькой девочки, более известная нам сейчас девушка появилась позднее. Обычно Снегурочка была наряжена в голубую шубку, которую она “позаимствовала” у ещё одного спутника советского Деда Мороза – это был мальчик Новый год, которого ставшая более известной Снегурочка подвинула локтем в сторону в советской новогодней мифологии. Со временем мальчик и вовсе исчез, а девочка, напротив, осталась навсегда.

Новогодня советская открытка.
my-ussr.ru


В 1954 году Александр Дейнека изобразил социалистическую Снегурочку в виде крепкой краснощёкой лыжницы в заснеженном лесу. Бодрая Снегурочка на советских открытках каталась на коньках, разносила новогодние письма и наряжала новогоднюю ёлку. Никакой лирики и дореволюционных сантиментов!

Но постепенно в культуре возрождался и образ Снегурочки как лирической героини, наделённой хрупкой красотой. В 1952 году появился удивительно поэтичный полнометражный мультфильм по пьесе Островского на музыку Римского-Корсакова.

В 1968 году по всё той же пьесе “Снегурочка” актёр и режиссёр Павел Кадочников поставил одноименный фильм. Для первого появления Снегурочки в советском кинематографе у реки Мера был выстроен в натуральную величину Берендеев посад – городок, в котором развивались события сказки.

Снегурочка твёрдо “закрепилась” на советском экране. Вторую экранизацию Островского, получившую название “Весенняя сказка”, сняли в 1971 году. В 1980 году режиссёр мрачных сказок Борис Рыцарев поставил вариацию на тему пьесы. Его “Ледяная внучка” с великолепным Альбертом Филозовым в роли коварного князя – практически хоррор, напугавший немало советских детей. В этом фильме Снегурочка – настоящая персонификация зимы, которая убивает своим холодным прикосновением.

Снегурочка в XXI веке

По словам Екатерины Дороховой, с какого-то момента началось то, что она называет “брендированием территории”.

– Вотчиной Деда Мороза объявили землю Великого Устюга. А родиной Снегурочки стала Кострома, или иногда считается, что вся Костромская область, – говорит эксперт.

В Кострому перенесли деревянные декорации поселения берендеев, построенные для фильма “Снегурочка” 1968 года. В городе открылся парк “Берендеевка”, а в 2008 году построили Терем Снегурочки. С 2009 года в Костроме ежегодно отмечается день рождения Снегурочки, назначенный, как ни странно, не на зимний месяц, а на 4 апреля. В городе функционирует памятник Снегурочке, отель “Снегурочка” и многое другое. Власти города действительно сделали из сказочной героини бренд. Чтобы не расстраивать печальным финалом Островского посетителей, в Тереме Снегурочки ряженые персонажи рассказывают другую сказку: ледяная дева не умерла, а ожила от любви Леля. В переводе на фольклорный это означает: “Зима будет вечной”. Но оптимизм, конечно, лучше продаётся.

В декабре 2021 года в городе установили новогоднюю статую Снегурочки из железных прутьев. Жителей Костромы она успела напугать, её даже прозвали “новой Алёнкой”. Горожан можно понять: выглядит это произведение как что-то из фильма ужасов.


В XXI веке образ Снегурочки “слеплен” из всего, что было до XXI века, и всего, что мы переживаем сейчас: от фольклорных сказаний и сказки Островского до современных культурных практик, образов из туристических и рекламных буклетов, игривых нарядов сексуальных “снегурок” и афиш стрип-клубов “Сосульки Деда Мороза”.

Эксплуатация образа его обесценивает, лишая сказочного ореола. Но Снегурочка всегда лишь отражала культуру той или иной эпохи. Какая эпоха – такая и Снегурочка.