"Парадоксы на немазаных колёсах": в "Мещанах" всё происходит строго по тексту Горького

В театре "Современник" показали премьерную постановку его пьесы, заставив понервничать не только артистов, но и зрительный зал
"Парадоксы на немазаных колёсах": в "Мещанах" всё происходит строго по тексту Горького
Театр "Современник"
Отец семейства Бессемёновых в исполнении Александра Балуева хочет понять, почему его дети не могут устроить свою жизнь.

О чём спектакль

Отцы и дети ссорятся

Вместе с семьёй зажиточного мещанина Василия Бессемёнова (Александр Балуев), кроме его жены Акулины Ивановны (Татьяна Корецкая) и двух детей, Татьяны (Виктория Романенко) и Петра (Владислав Прохоров), проживают воспитанник Нил (Даниил Попов) и молодая вдова Елена Николаевна Кривцова (Марина Лебедева). То и дело к ним приходят нахлебники: певчий Тетерев (Олег Феоктистов) и студент Шишкин (Владислав Ница). Девушка Поля (Вероника Амирханова) помогает им по хозяйству, она дочь дальнего родственника Бессемёновых Перчихина (Сергей Гирин), торговца певчими птицами.

Петра исключили из университета, и он в вечном унынии. Школьная учительница Татьяна мечтает о машинисте Ниле, но ему интересна Поля. Бессемёнова беспокоит неустроенность детей, а их раздражает его ограниченность. На идеологической и бытовой почве между ними то и дело вспыхивают скандалы. 

Отцы и дети из мещан тоже не могут найти общий язык.
Театр "Современник"
Отцы и дети из мещан тоже не могут найти общий язык.

Впечатления

Пазл рассыпался

Не нужно гадать, почему "Мещан" сегодня выбрали для постановки: тут тебе и вечная борьба отцов и детей, и всё знающий про русскую жизнь нетрезвый философ, и фирменные горьковские, на разрыв горла, поиски правды. Писавший пьесу больше ста лет назад по заказу МХТ Горький, видимо, понимал, что переломные времена в России повторятся ещё не раз: его текст так и пестрит будто стряхнувшими в очередной раз пыль фразочками. "А кому польза от этой работы? Двадцать пять рублей твои – никому не надобны, и тебе самой"; "У нас в России... Как это странно звучит! Разве Россия – наша?"

Видимо, авторы спектакля так стремились отразить весь описанный в пьесе человеческий разлад, что перестарались и перенасытили им форму постановки. Всё на сцене, как и в жизни персонажей, будто распадается на части, как некрепко прилаженные друг к другу детали конструктора: текст, интонации и движения никак не складываются в гармоничное сценическое единство. Впрочем, если целью была именно дисгармония, то она в полной мере удалась: герои кричат даже там, где, в принципе, можно вести себя и потише, нервно бегают по сцене в самых неожиданных местах и заламывают руки в эпизодах, где можно их и поберечь. Всё происходит буквально по тексту Горького: "Поехали парадоксы на немазаных колёсах". 

Весь этот разброд и шатание как отпугивает, так и создаёт специфическую интригу: преодолевая желание подражать персонажам и убежать из театра в антракте, становится неожиданно интересно, удастся ли участникам сценических метаний к концу спектакля этот рассыпающийся пазл собрать?

Фишки

Музыкальные паузы

Нервность сложившейся на сцене обстановки периодически, как из шланга на пожаре, гасится музыкой: тут и киномотивы исландского композитора Йохана Йоханнссона и британского Кристофера Бенстеда, и техно немецкого музыканта Саши Ринга и английского Эйфекс Твин. И конечно, уже ставшее классическим танго Ежи Петерсбурского "Утомлённое солнце". 

Подслушано у зрителей

"Горького сделал Сталин – без него его бы вообще не было".

"Текст Горького местами очень узнаваемый, но здесь они что-то своё добавили в него".

"Душераздирающее зрелище во всех смыслах".