Педагоги, политики и знаменитости обсудили, как можно сопротивляться травле

Объединённая редакции "Москва Медиа" провела Всероссийское онлайн-совещание "Стоп, травля!", посвящённое борьбе с буллингом и детей, и взрослых
Педагоги, политики и знаменитости обсудили, как можно сопротивляться травле
Кирилл Сосков / Copyright (c) 2018 AlejandroCarnicero/Shutterstock.
Эксперт уверен, что общество обязано получить понятные и логичные инструкции по борьбе с буллингом.

Большой разговор

Обсуждали также травлю в Интернете и при приёме на работу. В эфире принимали участие  уполномоченный по правам ребёнка в Москве Ольга Ярославская, юрист Людмила Айвар, депутат ГД РФ Виталий Милонов, актриса  Эвелина Блёданс и другие известные психологи, педагоги, политики, общественные и культурные деятели. Говорили о том, что такое  буллинг и в чём его причины, о способах реакции, противостояния и профилактики. Аудитория Всероссийского онлайн-совещания уже в первые дни составила 700 тыс. человек. 

Терпеть нельзя предотвратить

Разговор, живой, темпераментный и эмоциональный, вышел в итоге вполне традиционным – с требованиями законодательных изменений и выработки единой для всех школ политики нетерпимости к буллингу. По убеждению Ольги Ярославской, непримиримое отношение к травле должно стать философией каждой школы. Все участники образовательного процесса – ребёнок, учитель, родители – должны работать над тем, чтобы школа стала зоной безопасности.  

По словам советника уполномоченного  по правам ребёнка при президенте РФ Романа Чуприкова, в законодательстве РФ нет такого понятия, как буллинг в школе, но работа над этим ведётся.  

Универсальная жалоба на несправедливость жизни

Судя по пестроте дискуссии, понятие буллинга расширяется необычайно. Теперь  буллингом начали называть, среди прочего, и старую добрую дискриминацию, и эйблизм (ableism – дискриминация инвалидов), и то, что совсем недавно звали "абьюзом" (психологическое насилие). Например, блогер Илья Морковский рассказал, как после повышения квалификации его не приняли на новую должность в банке, где он уже работал, со словами: "Ты классный, но у тебя, к сожалению,  есть особенности во внешности, клиентам может быть неприятно". ( у Ильи вместо одной руки – киберпротез) История, конечно, абсолютно возмутительная, но при чём здесь буллинг? 

Доходит до комичного. Например, Эвелина Блёданс объяснила, почему она набросилась в Сети на дочь Михаила Турецкого Наталью, которая ранее поделилась со своей аудиторией печальным признанием, что ей пришлось сделать аборт (после известия о том, что её третий ребёнок должен родиться с синдромом Дауна). Блёданс, воспитывающая  прелестного “солнечного ребёнка” Семёна, посчитала, что такая позиция блогерши –  “буллинг всех детей с синдромом Дауна”. Напомним, однако, что сама Турецкая назвала выпад Блёданс “травлей и клеветой чистой воды”, то есть тем же буллингом. 

Всё это было бы смешно, когда бы не было так мрачно: едва начавшаяся широкая дискуссия на важнейшую, острейшую тему размывается. Если под буллинг будут подвёрстывать любую ситуацию дискомфорта или разногласия, это не приблизит решение проблемы, которая, кстати, давно уже перестала быть чисто школьной. По данным ВЦИОМ, почти каждый пятый россиянин сталкивался с буллингом. 32% опрошенных признались, что сталкивались с буллингом на работе, 15% – в семье, 12% – в компаниях знакомых. 

––––––––––––––––––––

Мнение эксперта

"Насильственное внедрение культа детства и сверхценности детских границ – одна из причин буллинга"

Полина Шамрай, врач-психотерапевт, эксперт реабилитационной группы "Близкое сердце", специалист по детским и подростковым экстремистским организациям.

Психотерапевт Полина Шамрай.
из архива П. Шамрай
Психотерапевт Полина Шамрай.

Что такое буллинг и чем он отличается от конфликта? 

Bully – это хулиган, bullying – запугивание и, соответственно, процесс хулиганства как способа развлечения.  Конфликт требует справедливости и выхода. Буллинг не требует выхода или договорённостей. Начальный уровень буллинга всегда словесный, в финале  – физическое насилие. Если агрессия заходит слишком далеко, имеет системный характер, скорее всего, она результат внутреннего конфликта агрессора, начиная от неправильно работающих гормонов и заканчивая личным социальным неудовлетворением. Он тоже  нуждается в помощи, и я бы начинала обследование с физиологического дисбаланса. Каждый человек имеет право заболеть и получить медицинскую помощь. 

Почему буллинг стал так распространён  особенно среди школьников? 

Причин много. Бесконтрольная цифровизация детей и подростков, патологически влияющая на степень агрессии. Параллельно – обесценивание педагога... Насильственное внедрение технологий культа детства и сверхценности детских границ. Моя любимая английская поговорка "Счастливая собака – воспитанная собака" отражает современное воспитательное общество. Учителя боятся затронуть нервную систему учеников, старшее поколение на всякий случай не делает замечаний, игнорирует агрессивное поведение ученика, старается не нарушить баланс призрачного мира. Хорошей школой считается та, где не было следов "Синего кита", АУЕ или где нет буллинга. Но ведь школа должна определяться не по отсутствию проблем, а по тому, как с этими проблемами в ней умеют справляться. 

Что должно делать общество, сталкиваясь с буллингом? 

Нормальный, со здоровым чувством справедливости человек отвяжет кота от консервной банки, даже если кот его поцарапает. Общество обязано получить понятные и логичные инструкции. Не бояться вмешаться в процесс буллинга. Пресечь контакт. Удалить жертву от агрессора и далее разбираться с внутренним конфликтом агрессора и решить его – с помощью мягкого вмешательства, контроля рецидивов и настойчивой помощи врачей и психологов. Возможно, что и конфиденциально, без огласки. Наша задача – буллинг убрать. Иначе агрессору скоро стукнет 18, и его скука перейдёт в разряд уголовно наказуемых действий. А нам с этими людьми вообще-то жить в одном обществе.

--------------------------------------

Между тем

В ноябре прошлого года в День борьбы с кибербуллингом, на портале «Школа. Москва» стартовал спецпроект против травли. Что такое буллинг, как отличить его от конфликта, как дать отпор обидчику законными методами, где получить профессиональную помощь, а также какие меры помогут предотвратить травлю – ответы на эти и многие другие важные вопросы теперь можно найти в одном месте. На портале собраны полезные материалы от ведущих экспертов, которые занимаются профилактикой и борьбой со всеми видами травли и буллинга, для трёх целевых аудиторий: детей, родителей и педагогов.

А Департамент труда и социальной занятости предлагает  пройти тест, который поможет выяснить, не является ли ребёнок жертвой школьной травли.