Алина Ахметова хотела помочь своему ребёнку, а помогла нескольким сотням детей с аутизмом

Metro выяснило, как фигурное катание помогает детям, имеющим ментальные особенности
Алина Ахметова хотела помочь своему ребёнку, а помогла нескольким сотням детей с аутизмом
предоставлено героиней материала
Максим уже выполняет элементы из профессионального катания.

Когда Максиму было 3,5 года, его мама Алина Ахметова узнала, что у него аутизм:

– Ребёнку поставили диагноз, и мы стали искать для него сценарий социальной успешности, чтобы через волю и преодоление себя  он мог освоить новые навыки. У таких детей часто есть проблемы с мотивацией. Мы нашли выход в фигурном катании. Я познакомилась с тренером Анитой Шакировой. Оказалось, что ей интересна эта тема, и мы стали одними из первых её учеников.

Перед первой тренировкой Алина и Анита думали, как заинтересовать Максима, и, к счастью, нашли подходящий способ.

– Сын с детства обожает метро. Уже в три года он знал названия станций. Поэтому мы придумали для него особую тренировку. Тренер расположила конусы так, чтобы они совпадали с ветками московского метро. Причём конусы были того же цвета, что и линии метро. И хотя поначалу его отвлекала слишком громкая музыка, Максим с удовольствием включился в эту игру. 

Оказалось, что у мальчика есть способности:

– Сначала он катался с тренером, но довольно быстро стал это делать самостоятельно.  После занятий у Максима прошли все проблемы, связанные с коммуникацией, социализацией, концентрацией внимания. Его успехами я делилась в чатах с другими мамами. И оказалось, что многие хотят пойти по нашим стопам.

Так родился проект "Хрустальные пазлы". В 2018-м Алина открыла школу для детей с аутизмом и ментальными особенностями, в которой тренировала Анита.

– Наш тренер разработала специальную методику. Для детей мы специальными айс-маркерами рисуем схемы элементов, которые они выполняют на льду. На основе этой программы была создана система переподготовки для тренеров.

С каждым годом появлялось всё больше желающих присоединиться к проекту. Сейчас в команде более 10 тренеров в Москве и ещё 40 – в регионах. И их работа небесполезна.

450 детей задействовано в проекте

– Мы знали, что любые активности на координацию – это своего рода нейрокоррекция. Нервные связи развиваются, "устаканиваются" между собой. Занятия снижают тревожность, повышают мотивацию. Но то, чего мы никак не ожидали, – это влияние на речь. Наши родители – большие трудяги, они водят детей на разные занятия и секции. Но улучшение речи приписывают нам. Родители часто говорят, что от детей, которые до этого совсем не могли говорить, они услышали первые слова на льду.

Первая тренировка Максима. Ноябрь 2016 года.
Предоставлено героиней материала
Первая тренировка Максима. Ноябрь 2016 года.

А ещё у ребят растёт желание общаться и совершенствоваться. 

Например, Максим ходит в обычную общеобразовательную школу и нормально общается со сверстниками. Сейчас ему 11 лет, и он продолжает заниматься фигурным катанием:

– У него весь набор одинарных прыжков, остался только аксель. Недавно он выиграл соревнования у обычных детей, пускай на любительском уровне.

В будущем он хочет работать... в метрополитене.

– Сейчас он может спокойно сказать, в каком году была построена та или иная станция, регулярно ездит с папой на открытие станций и мечтает связать свою жизнь с метро.