
Последствия приговора
Ранее суд в Бангладеш вынес смертный приговор Шейх Хасине по делу о преступлениях против человечности, совершённых во время массовых протестов в 2024 году, сообщает NDTV
Суд заочно признал Хасину виновной по трём пунктам обвинения. Решение затронуло и её бывших помощников – министра внутренних дел Асадуззамана Хана Камаля и экс-начальника полиции Чоудхури Абдуллу Аль-Мамуна. В суде установили, что обвиняемые действовали сообща, используя вертолёты, беспилотники и вооружённые силы для подавления протестов, что привело к многочисленным жертвам. Напомним, по данным ООН, во время волнений в июле 2024 года погибли около 650 человек, включая 32 ребёнка. После этого Хасина подала в отставку и бежала в Индию 5 августа 2024 года. Временное правительство возглавил нобелевский лауреат Мухаммад Юнус.
В свою очередь, офис Верховного комиссара ООН по правам человека (OHCHR) выразил серьёзную обеспокоенность смертным приговором, подчеркнув, что суд был in-absentia ("заочное разбирательство") и что такие процессы должны соответствовать международным стандартам справедливого суда.
Согласно данным телеканала Al Jazeera, Хасина и Камаль объявлены в розыск, а Аль-Мамун был помилован за сотрудничество со следствием. Студенты и активисты в Бангладеш считают приговор шагом к справедливости, но отмечают, что вердикт останется символическим, пока экс-премьер находится в Индии.
Присутствие Хасины в Нью-Дели осложнило отношения между Индией и Бангладеш. Дакка настаивает на экстрадиции бывшего премьера, но индийские власти указывают на политический характер обвинений, что делает её выдачу маловероятной. Эксперты отмечают, что нынешнее правительство Индии стремится сохранить стратегические интересы в регионе и избегает прямого конфликта с Бангладеш.
Аналитики подчёркивают, что даже после осуждения Хасина остаётся значимой фигурой, а её политическое наследие в виде партии "Авами лиг" может сыграть роль в будущем страны.
Издание The Times of India отметило, что приговор Шейх Хасине может спровоцировать новую волну нестабильности перед предстоящими выборами в Бангладеш в феврале 2026 года — особенно учитывая, что её партия "Авами лиг" уже запрещена временным правительством.
Индия следит за ситуацией
Младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Мария Савищева рассказала Metro, что отношения между Бангладеш и Индии изменились – но не сильно.
– До общенациональных парламентских выборов, которые намечены на 2026 год, рассуждать о долгосрочных последствиях пока не стоит. Временное правительство Бангладеш выдвигало требование об экстрадиции Хасины ещё задолго до приговора суда. Сейчас оно звучит громче, но по сути это не меняет конфигурацию. Отношения по-прежнему немного обострены, – отметила она.
До формирования постоянного правительства в Бангладеш серьёзных изменений не ожидается. То, как приговор скажется на развитии двусторонних отношений, будет зависеть от обновлённого правительства – как в нём станут взаимодействовать правящая партия и оппозиция, а также гражданские структуры и военная верхушка.
По словам эксперта, даже при заметном росте напряжённости Дели и Дакка продолжают искать точки соприкосновения.
– Страны и за последние полтора года находили компромиссы. Временное правительство Бангладеш стремится показать, что оно не похоже на режим Хасины, поэтому требования об экстрадиции сохранятся. Но говорить о глубоком кризисе отношений не приходится.
Савищева пояснила, что Индия внимательно следит за происходящим, поскольку прежний курс Хасины в значительной мере учитывал индийские интересы.
– Её бегство и кризис 2024 года сильно повлиял на Индию, страна не могла не насторожиться. Проиндийские силы в Бангладеш сегодня слабы, а наиболее жизнеспособные из бывшей оппозиции придерживаются прозападных и происламских взглядов. Националистическая партия Бангладеш, которая правила до "Авами лиг", ориентировалась на Запад, исламский мир и Китай, – пояснила Савищева.
Именно поэтому Дели особенно внимательно наблюдает за внешней политикой временного кабинета Мохаммеда Юнуса.
– Индия следит за тем, как развиваются отношения Дакки с Пакистаном и Китаем. Но это развитие умеренное. Поэтому говорить о долгосрочной напряжённости, которую невозможно преодолеть, неверно. Приговор трибунала не создаёт непреодолимого барьера. Дальнейшее зависит от итогов выборов 2026 года, – резюмировала Савищева.
Кто такая Шейх Хасина
Шейх Хасина входит в мировой рейтинг женщин, которые дольше всего были премьерами. Она суммарно возглавляла правительство Бангладеш 20 лет. Не участвовала в политической жизни страны до тех пор, пока в 1975 году не была убита вся её семья – включая отца Муджибура Рахмана, который на тот момент был действующим президентом (и вообще он – первый президент и премьер этой страны).
После этих драматических событий её изгнали из страны, но она вернулась в 1981 году в качества лидера партии "Авами Лиг". Она возглавила партию, выступавшую против военного режима, и сыграла ключевую роль в восстании 1990 года, которое восстановило в стране парламентскую демократию.
Премьером она была два срока, более резонансным считается второй (2009-2024-е), когда был значительный экономический рост и бурно развивалась инфраструктура, а в 2018 году Хасину включили в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Но в то же время международное сообщество отмечало "откат" от демократии, фиксировало нарушения прав человека, рестрикции СМИ. Критики обвиняли её правительство в узурпации власти, коррупции и хищениях валютных резервов.
В июле-августе 2024 года начались массовые студенческие протесты, которые были подавлены силами безопасности. Кульминацией протестов стали её отставка и бегство в Индию в августе 2024 года.