Почему карьерные навыки надо закладывать ещё в школе и насколько важен диплом

Из-за чего молодые специалисты теряют интерес к "престижным" профессиям, а работодатели всё чаще отказываются от поиска идеальных кандидатов? На круглом столе "Профессии будущего" на форуме "Сильные идеи для нового времени" Metro узнало у экспертов, какие навыки сегодня становятся главной валютой на рынке
Почему карьерные навыки надо закладывать ещё в школе и насколько важен диплом
Hryshchyshen Serhii / Copyright (c) 2024 Hryshchyshen Serhii/Shutterstock. No use without permission.
Профессия строителя снова в моде.

– Сегодня востребован не просто выпускник с дипломом, а специалист с прочным фундаментом и гибким мышлением, – говорит Metro Елена Кузнецова, директор Института исследований экономики компании "Яков и Партнёры". – Мы проанализировали данные Роструда и выяснили, что на рынке стабильно лидируют инженерно-технические, строительные, IT- и медицинские профессии. Их объединяет одно: без глубоких знаний физики, химии, математики и биологии в этих сферах не выжить.

Как сказала Елена Кузнецова, краткосрочные курсы не заменят классического образования – оно должно быть крепким и гибким одновременно. Университеты и колледжи обязаны не только давать фундаментальные знания, но и следить за технологическими трендами, чтобы выпускники были конкурентоспособны уже "на выходе".

– Очень важно научить молодых людей не только учиться всю жизнь, но и слышать специалистов из других сфер, – добавила Елена Кузнецова. – Это помогает работать в командах, решать задачи и быть нужным в любой точке страны.

Профессия строителя снова в моде

– Мы хотим, чтобы каждый выпускник колледжа имел не только специальность, но и гарантированное рабочее место с хорошей зарплатой, – отметил Никита Стасишин, замминистра строительства и ЖКХ РФ. – Для этого Минстрой развивает корпоративные кафедры: сейчас они действуют в семи профильных вузах, в том числе МГСУ, и готовят 120 будущих управленцев строительной отрасли.

По словам Никиты Стасишина, разработано более 420 программ дополнительного образования, создана цифровая система карьерной навигации, а в регионах разворачивается программа модернизации ПТУ. Уже сегодня заключены первые контракты с девелоперами на гарантированное трудоустройство выпускников с достойной зарплатой.

Цифра
78
процентов – уровень трудоустройства выпускников профильных строительных специальностей, по данным Минстроя РФ.

– Мы провели 25 форумов, в которых участвовало свыше 31,5 тыс. человек, – сообщил Никита Стасишин. – По итогам 2250 студентов получили стажировки. А проект "Шоу профессий", разработанный совместно с Минпросвещением, познакомил молодёжь с 17 специальностями в строительной сфере.

Как отметил замминистра, государство делает ставку на практико-ориентированное обучение. Работодатели, в свою очередь, получают возможность заранее "воспитать" нужного им специалиста, начиная ещё со студенческой скамьи.

Цифра против шаблонов

В высокотехнологичных отраслях ставка остаётся на фундаментальные знания, подтвердила Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом ГК "Ростех".

– К нам приходят ребята, у которых нет классических дипломов, но есть нужные навыки – и мы готовы их учить, – рассказала Юлия Цветкова. – Особенно ценятся те, кто умеет работать на стыке наук: в области квантовых вычислений, интернета вещей, программирования.

По её словам, компании всё чаще корректируют вузовские программы, чтобы выпускники сразу попадали в контекст реальных задач. Такой подход, по мнению Цветковой, позволяет не только сократить адаптацию, но и повысить эффективность командной работы.

– Мы не ждём "идеального кандидата", а готовы формировать его сами, – подчеркнула Юлия Цветкова. – Главное – желание учиться и развиваться. Умение быстро встраиваться в процесс и не бояться сложных вызовов – это наш главный критерий отбора.

ЦИТАТА
Прочная фундаментальная база, понимание самых современных технологий и навыки взаимодействия с людьми из разных профессиональных сфер позволяют и сегодняшним, и завтрашним выпускникам быстро адаптироваться к изменениям и оставаться востребованными.
— Елена Кузнецова, директор Института исследований экономики "Яков и Партнеры".

Школа будущего начинается с мотивации

– Всё начинается со школы, – заявил Михаил Кожевников, генеральный директор группы компаний "Просвещение". – Мы реализуем проекты с профилями и лабораториями, где школьники могут на практике попробовать себя в инженерии, агронауках, генетике и робототехнике.

Как отметил эксперт, ранняя профориентация даёт возможность ребёнку сделать осознанный выбор и понять, что востребованные профессии – это не обязательно юрист или экономист. Кроме того, школьникам дают шанс познакомиться с реальными кейсами и даже пройти первые стажировки.

– Мы считаем, что успех ребёнка должен подтверждаться не только баллами ЕГЭ, но и сертификатами, достижениями, – добавил Михаил Кожевников. – Эти документы должны учитываться при поступлении в вузы, а работодатели – видеть их ценность.

По мнению Кожевникова, система образования нуждается в перезапуске мотивации не только учеников, но и учителей. Без вдохновлённого наставника ни один проект не станет по-настоящему рабочим.