"Привет из космоса! Это потрясающее ощущение – наблюдать за Землёй из этой капсулы", – сказала саудийка Райана Барнави вскоре после выхода на орбиту на ракете SpaceX Falcon 9.
Несколько лет в Саудовской Аравии готовили астронавтов-любителей к полёту в рамках королевской программы. Она предусматривает подготовку экипажа, способного заниматься в космосе научными исследованиями.
Свой второй коммерческий рейс на МКС организовала частная американская компания Axiom Space в тесном сотрудничестве с NACA. На борту среди прочих оказались два саудовца – кроме Барнави бороздить космические просторы отправился лётчик-истребитель Королевских ВВС Али аль-Карни. До этого астронавт из Саудовской Аравии был в космосе лишь раз, в 1985 году – на шаттле "Дискавери" (Султан бен Салман, первый араб и мусульманин в космосе).
Как пишет Assotiated Press, два билета на коммерческий рейс стоят порядка 110 млн долларов. Билеты саудовцам оплатило королевское правительство. NACA указала и "прочие расходы": суточные на питание – $2000, спальные мешки и другое снаряжение – до $1500. Если нужно заранее доставить вещи на космическую станцию, платят $ 20 000 за килограмм. У гостей будет доступ к большей части станции: они смогут проводить эксперименты, фотографировать Землю и так далее. В будущем Axiom Space собирается отстроить на МКС отдельные комнаты для гостей.
"Бабушка благословила"
33-летняя Райана Барнави – учёный-онколог, которая уже 9 лет работает со стволовыми клетками. Она – исследователь в области биомедицины, получила бакалавра биомедицинских наук в Университете Отаго (Новая Зеландия) и магистра биомедицинских наук в Университете Альфейсал (Саудовская Аравия).
Барнави будет заниматься на борту научными изысканиями. "Я с нетерпением жду экспериментов – мы будем первыми, кто культивирует иммунные клетки на МКС", – цитирует саудийку портал Al-monitor.com.
Перед полётом она заявила, что возьмёт с собой арабский кофе, будет проводить обучение детей по видеосвязи (например, запускать воздушного змея и рассказывать о гравитации) и практиковать космические сальто в невесомости с коллегами – это помимо научной работы.
На Земле Барнави отметилась не только вкладом в науку. Она ныряла с аквалангом в глубины Красного моря в Саудовской Аравии и Индонезии, совершала пешие походы и сплавлялась на плотах в Новой Зеландии и Турции, летала на дельтаплане и занималась скалолазанием. В прошлом году проходила центрифужные и гипоксические тренировки в Саудовской Аравии, которые помогают адаптироваться организму к перегрузкам в космосе.
Незадолго до полёта Барнави позвонила бабушка, которая благословила её на полёт. "Я ей ответила: "Немного поздновато, ситто (в переводе с арабского – "бабушка"). Я уже на карантине". В полёт бабушка передала ей фамильные драгоценности – серьги, которые внучка будет носить на МКС. Также Барнави взяла с собой фотоальбом и флаг Саудовской Аравии.
Козырь принца
Как рассказал Metro арабист Андрей Чупрыгин, то, что правительство Саудовской Аравии отправило в космос женщину, не должно сильно удивлять, поскольку им в этом арабском регионе дают всё больше прав.
– Это весомый шаг. Раньше было принято говорить, что с правами женщин в Саудовской Аравии большие проблемы, и если они за них борются, то оказываются за решёткой. Но сейчас наследный принц Мухаммед бен Сальман проводит революционные реформы, которые облегчают жизнь женщинам во всех сферах (экономика, социалка и так далее). Например, женщинам разрешили получать водительские права, им позволено выходить на улицу без сопровождающего, они стали работать в бизнесе, им дали возможность посещать спортивные стадионы, их даже стали избирать в муниципальные органы самоуправления. В итоге граждане страны разделились на два лагеря – за и против. Дело дошло до того, что сами женщины организовали протестное движение – те из них, которые считают, что им больше и не надо свобод. Саудовское патриархальное общество должно принять реформы Мухаммеда, привыкнуть к ним. Зато теперь у принца появился новый серьёзный козырь: первая женщина-саудийка в космосе! Женщина теперь занимает важное место не только в семье, но и в экономическо-общественной и научной жизни.