Сегодня маркетплейсы Ozon, Wildberries, "Сбермегамаркет" и "Яндекс.Маркет" – одни из главных торговых российских площадок, особенно для регионов. И немудрено, ведь там можно купить всё что угодно, и зачастую по более выгодной цене, чем в других местах. К тому же это удобно: заказать единовременно здесь можно пачку риса, секатор для сада, еду для питомца, памперсы для ребёнка – и получить это очень скоро в соседнем доме, ведь пунктов выдачи огромное множество. По данным аналитического отдела Wildberries, региональные продавцы увеличили свои продажи на 120% за 2021 год. Из них наибольший объём продаж был зарегистрирован среди продавцов одежды, обуви, косметики и парфюмерии. И разумеется, всё, что хорошо покупается, становится лакомым кусочком для недобросовестных продавцов подделок на известные бренды. И всё же здесь есть свои подводные камни, которые вам не понравятся, а именно – наличие большого количества подделок, особенно в категории одежды/обуви и бьюти-товаров. Metro разбирается, как недобросовестные продавцы торгуют подделкой и есть ли шанс на неё не нарваться.
Как подделки попадают на маркетплейсы
На запрос Metro в пресс-службе агрегатора Wildberries ответили, что компания стремится сделать покупки максимально прозрачными,: "Для предотвращения появления подделок мы активно взаимодействуем с крупными российскими и международными производителями. Также продавцы могут и самостоятельно решать возникающие претензии друг к другу в части, например, авторских прав – мы предоставляем всю необходимую им контактную информацию".
Если проще, то получается, что ответственность за борьбу с контрафактом лежит на продавце оригинала, которому предоставляется возможность уладить вопрос в правовом поле без участия агрегатора.
"Продавцы маркетплейса обязаны иметь всю необходимую разрешительную документацию для продажи товара – при этом они должны её предоставлять не только самой площадке, но и покупателям по первому запросу. При выявлении нарушений компания применяет санкции к продавцу – от блокировки товара до полной блокировки продавца на онлайн-площадке", – добавили в пресс-службе.
Казалось бы, по словам площадки, без документов продавец не сможет торговать товаром. Однако продавцы говорят об обратном. "Как вообще организован процесс на Wildberries? Новый поставщик просто вводит свои реквизиты: ИП или ООО, придумывает название бренда – и всё. Можно отгружать что угодно. Ни сертификаты, ни разрешения не требуются. Максимум, что можно сделать с точки зрения клиента, – спросить в комментариях номер сертификата, но на практике это редкость. Плюс "всерую" они делаются на любой товар", – рассказала Metro блогер и предприниматель Катя Бакшина, у которой на онлайн-площадке есть свой магазин.