
Приезжая к друзьям на дачу жарить шашлыки, никак не ожидаешь вместо захудалого, местами ржавого мангала, вынутого из недр гаража, увидеть гигантского скорпиона, на который можно сесть и поехать. Или застать, например, экскаватор, у которого жаровня находится внутри подвижного ковша. А такое вполне возможно!
Экстравагантные металлические фигуры создаёт иркутский художник Вадим Ларионов – мастер настаивает, что его произведения – в первую очередь арт-объекты и фотозоны, а функционал мангала лишь идёт к ним в подарок.
– В любой проект можно залезть, попрыгать, испытать его, так скажем, на кулак, – уверяет в прочности художник. – У нас бывают изделия весом по тонне, две и даже три.

Набросков и чертежей перед началом работы мастер не делает, ведь настоящее искусство рождают вдохновение и наитие.
– Мне говорят: "Вадим, а где у тебя конструкторское бюро? Где у тебя программисты? Где художники?" Я говорю: "Ребята, у меня всё в голове". Причём я даже голову не напрягаю. Знаете, как бы само собой, в потоке. Вот, допустим, двое парней варят в цехах, я подхожу к ним и говорю: "Берём вот эту железяку, тут отпиливаем, прилаживаем, привариваем". Смотрю: нормально? Нормально.

Кустарные шедевры Вадима находят свой дом по всей России.
– Главная категория моих клиентов – это Москва, Питер, Краснодар, Ростов, западная сторона. В моём городе клиентов мало, потому что у народа нет тех эмоций, которые есть у москвичей. Люди у вас там живут на позитиве.
В числе позитивных заказчиков Вадима (помимо различных домов отдыха, отелей и ресторанов по всей стране) губернаторы областей, прокуроры, руководители республик и другие "непростые люди".
– Есть у меня один клиент – состоятельный мужчина, который очень любит своих друзей. И у одного его друга в Челябинске дом в виде замка. Мы ему сделали старинную царскую пушку, которая стреляет. Представляете, там поднимается ствол, там огромные кованые колёса...
О каждом из своих изделий мастер говорит с упоением: для любителя гитар он смастерил двухсоставную гитару с костровой чашей внутри, а для человека, в детстве мечтавшего полетать на ракете, сделал "Ангару" длиной 4 метра – ракета поднимается и опускается от аккумулятора.

Ценообразование у мастера самое щадящее: из-за того, что Вадим пока что работает "на имя", стоимость минимальная.
– Мои коллеги-сварщики в Москве говорят, что умножать надо минимум на три. Допустим, ты вложил 100 тысяч – цена должна быть тысяч 350–400. Но если я буду так делать, я ничего не продам, – сетует художник.
И хотя бюджетными эти мангалы всё равно не назовёшь, покупатель всегда найдётся – прямо сейчас где-то в России майский шашлык жарят под жалом скорпиона.

3 вопроса о мангалах

Как вы пришли к своему занятию?
– Я всегда рисовал, любил шить одежду. Поступил в институт на модельера, на художника. Потом ушёл в срочную армию, служил в ВДВ в спецназе, воевал по контракту. После армии доучился на физрука, работал в школе. Начал делать деревянные изделия: огромные амбарные книги с коваными элементами, люстры. Но в чём проблема дерева? Металл как пластилин, из него можно сделать всё что угодно. Из дерева так не получится, поэтому свои немыслимые проекты я леплю из металла.
Какая работа была самой сложной?
– Байк-скорпион: в нём порядка 1500 отдельных элементов. Мы вылепляли эту конструкцию из металлических треугольников и квадратов. Собрали, обварили, зашлифовали, и вот так каждый элемент. Делали мы его 4 месяца, по вложениям он вышел в 600 тысяч.
Какой мангал у вас самого стоит дома?
– На даче у меня стоит самый простой железный ящик. У него два колёсика, чтобы можно было его перекатывать. Как-то летом я пожарил на даче шашлыки и выложил в соцсети. Многие мои подписчики тогда написали: "Вадим, ты сапожник без сапог".