Прощался с жизнью: москвич получил приз за забег на собачьей упряжке по Камчатке

На II Дальневосточной Кинопремии лучшим дебютом назвали документальную ленту "Испытание севером", её главным героем стал Алексей Иванов. Узнали, зачем он месяц мёрз на Камчатке и сколько скоростей есть в собачьей упряжке
Прощался с жизнью: москвич получил приз за забег на собачьей упряжке по Камчатке
Из личного архива героя
Алексей Иванов получил приз за лучший дебют на II Дальневосточной Кинопремии за документальную картину "Испытание севером", в которой он является главным героем.

Алексей Иванов – руководитель успешной московской компании, занимающейся торговлей спортивным оборудованием. Он мог бы позволить себе любой отдых где угодно, вместо этого уже несколько лет то и дело испытывает себя различными марафонами. По словам Алексея, самым серьёзным вызовом в его жизни стала гонка-экспедиция "Берингия" на собачьих упряжках, в которой он за 26 дней проехал 1500 километров на диком севере Камчатки.

Как вам пришла идея ввязаться в гонку по бескрайней снежной тундре?

– У меня есть знакомый оператор Дмитрий Панов, который потом выступил режиссёром и оператором фильма "Испытание севера". Дмитрий является официальным оператором ежегодной гонки "Берингия". Он показал мне свой фильм про эту гонку, и я как человек, который постоянно придумывает себе спортивные цели на преодоления, подумал, что тоже хочу вот так. Когда я во всё это ввязался, то понял, что хочу снять, как это было, чтобы потом не рассказывать на словах, а показать наглядно.

Как вы готовились?

– Чтобы участвовать в "Берингии", нужно было выполнить разряд по ездовому спорту и пройти пятидневную гонку "Авача рейс" (её новое название "Берингия. Авача"). Эта квалификационная гонка служит допуском на основную "Берингию" для тех каюров (тот, кто управляет упряжкой собак или оленей. – Прим. ред.), которые ранее не участвовали в больших соревнованиях, были дисквалифицированы или не бежали длительный период. Цель "Берингии. Авача" — проверить физическую и психологическую готовность участников к прохождению более серьёзной дистанции. Этот этап я прошёл за год до основной гонки "Берингия". И уже тогда были мысли: пожалуй, это предел. Но всё-таки подготовку я не бросил. За два месяца до гонки я приехал в питомник на Камчатку, где тренировался на собачьей упряжке – до 80 км. Нужно было сработаться с собаками, привыкнуть друг к другу.

Маршрут самый длительной гонки на собачьих упряжках в России.
Предоставлено Алексеем Ивановым
Маршрут самый длительной гонки на собачьих упряжках в России.
Режиссёр и оператор документального фильма "Испытание севером" Дмитрий Панов (слева) и главный герои и подюсер Алексей Иванов.
Из архива героя
Режиссёр и оператор документального фильма "Испытание севером" Дмитрий Панов (слева) и главный герои и подюсер Алексей Иванов.

Это были какие-то особые собаки?

– Да, они с хозяйкой Настей Семашкиной многократно участвовали в гонках. Семья Семашкиных – это отдельная история. Сейчас у них уже 9 детей, они живут вдали от цивилизации, организовали этнопоселение, куда теперь приезжают туристы. У них питомник из 120 собак. Это очень верующие, праведные люди, у которых я жил, пока готовился. Отдельно спасибо всей семье Семашкниных, Андрею и Анастасии, без их веры в меня, без их ежедневной помощи и поддержки это приключение в принципе не было бы возможным!  

С собаками сложно было найти общий язык?

– Пожалуй, это был один из основных моментов подготовки. Самое главное – это единство с командой, как в спорте. Каюр, как капитан и тренер, должен понимать, на что способна та или иная собака, как она ведёт себя в той или иной ситуации. Условно говоря, нападающего нельзя ставить на позиции вратаря и наоборот. Я должен был добиться к себе уважения, расположить свою команду к себе. Когда я попал в питомник, все собаки для меня были на одно лицо. Я не мог запомнить, как кого зовут и у кого какая роль. Встать в упряжку собак-чемпионов не значит, что ты будешь чемпионом. Тут важно понять, как управлять, как сохранить темп в пути. Очень много особенностей и нюансов во время гонки. Плюс ты можешь быть сам прекрасно готов, могут быть готовы собаки, но есть ещё и дело случая. Собака может оступиться и повредить лапу, как было в моём случае. Я вышел на гонку с упряжкой из 13 собак, в итоге на финише было только 8 собак. Меньше 8 нельзя, иначе меня бы сняли. 

Участники "Берингии" ночевали или в селениях по маршруту гонки или в полаточном лагере, разбитом в снегах.
Из личного архива Алексея Иванова
Участники "Берингии" ночевали или в селениях по маршруту гонки или в полаточном лагере, разбитом в снегах.
Гонка "Берингия" стала испытанием для московского топ-менеджера.
Из личного архива Алексея Иванова
Гонка "Берингия" стала испытанием для московского топ-менеджера.

А что случилось с остальными – и куда вы их дели во время гонки?

– Одна возрастная собака отказалась бежать на первом этапе, не выдержав темп. Все бегут, а она лежит. Несколько собак повредили лапы, одна собака простудилась.

Травмированных животных мы передавали ветеринарной службе, у которых были такие огромные ящики для перевозки собак. Если уехали не очень далеко от старта, то их можно было сразу вернуть в питомник. Когда ушли за меридиан гонки, то там уже нет возможности вернуться никому никак, поэтому собаки едут всю дорогу в этих перевозках. 

Когда мы приезжали на финиш каждого этапа, то я забирал своих травмированных собак в команду на ночь, чтобы покормить, чтобы они пообщались. Собаки – социальные животные, для них очень важно общение. Когда они слышат лай своих, то очень переживают. Поэтому их нужно забирать, чтобы они могли побыть вместе.

Я их кормил, стелил сено, хотя они могли ночевать и в снегу. Были случаи, когда приходишь, нарты стоят, а собак нет, чистое белое поле. Собак снегом замело, а вылезать они не хотят. Там им в снегу тепло. Ты начинаешь звать их, а они прячутся. Пока самый активный пёс носом корку не пробьёт и ты не поймёшь, где они. 

Во время гонки можно было раствориться в красоте сурового Камчатского края.
Из личного архива
Во время гонки можно было раствориться в красоте сурового Камчатского края.

Ветеринары обязательны на этой гонке?

– Да, это экспедиционная история. Нас было 9 участников-каюров, дошло до финиша 5, я финишировал последним. Остальные снялись по ходу гонки в основном из-за того, что не укладывались в лимит времени. Так вот, участников было 9, а группа сопровождения человек 40. Это и те, кто прокладывали трассу (шахму), нужно было сделать наст, по целине собаки не могут бежать, лапы короткие, а снег местами до 5 метров. В сопровождении были ветеринары, повара, операторы, спасители, врачи и журналисты...

_______________

ЦИФРЫ

26 дней продлилась гонка, в которой участвовал Алексей Иванов.

Из 22 этапов состояла гонка. 

130 км – самый длинный этап в этой гонке. 15 часов собаки бежали практически без остановки, а Алексей управлял нартами.

От -20 до -45 – до таких показателей понижалась температура.

1500 кг красной рыбы съели собаки Алексея за гонку. 

________________

Как начинался ваш день в гонке?

– В 6 часов подъём. Проверка собак, готовка похлёбки для них. Покормил их, быстро перехватил сам и идёшь запрягать. Нужно собрать всех собак, построить их в строй, запрячь, одеть всем тапки. У меня только на тапки уходило минут 30. К 9 часам выходили на старт. Потом в зависимости от этапа шли от 17 до 130 км.   

А для чего тапки? Чтобы лапы не замёрзли?

– Чтобы они не стирали их. В этой гонке очень большие расстояния. Обычно собаки не ходят на такие дистанции, плюс снег бывает с кристалликами льда, который может растереть лапы. Из-за травм собаки могут начать хромать, медленнее идти. На длинные дистанции собакам всем стараются одеть на все лапы такие специальные тряпичные тапочки с липучкой. Надеваешь последней, а три первые уже стащили свои. Во время движения собакам может попадать в тапки снег, или если они бегут без тапок, то снег может набиваться и намерзать между пальцами – и надо останавливаться вычищать. Самые смышлёные собаки прям оборачиваются и смотрят, давая понять, что нужно помочь, почистить лапы. 

Собаки очень чутко чувствуют страх и неуверенность. Каюр не может себе этого позволить. Ты должен быть лидером, которому команда подчиняется и которого уважает.
Алексей Иванов 
Погода за 26 дней экспедиционной гонки постоянно менялась. Было и солнце, и пурга, и такой сильный ветер, что приходилось пережидать и не выходить на трассу.
Из архива Алексея Иванова
Погода за 26 дней экспедиционной гонки постоянно менялась. Было и солнце, и пурга, и такой сильный ветер, что приходилось пережидать и не выходить на трассу.

Обеденный перерыв во время гонки был?

– Нет. Для каюра – сухой паёк и термос с чаем. Для собак на гонку берётся подкорм. Кусочки мороженой красной рыбы (сёмга, кижуч, горбуша) по 50 грамм и через определённые промежутки времени, как правило, через два часа, даётся прикорм. Остановка должна быть максимально короткой, 40 секунд-минута, потому что собаки не должны остыть. Это как в спорте, если ты остановился отдохнуть, то можешь уже не найти сил продолжить. Поэтому надо быстро пройти по всем собакам, забросить по одному-два кусочка и ехать дальше. Красные сорта рыбы калорийны, плюс так как они замороженные, это ещё и питьё. Хотя собаки на ходу могут хватать снег из сугробов справа-слева, чтобы попить. Собаки исторически едят замороженное мясо и рыбу, но по вечерам мы кормили их тёплой похлёбкой, потому что она быстрее переваривается и экономит собакам силы. Ведь в гонке важно всё. После гонки я каждой собаке делал массаж и смазывал лапы, чтобы они восстанавливались. На это уходило до полутора часов.

Специальные команды есть управления собаками?

– Есть разные школы каюровские, где язык команд может меняться. У нас было просто: вправо, влево, стоп и особые голосовые обозначения или свист для, скажем так, переключения скорости. 

Сколько скоростей у собак?

– По сути, три. Спокойный темп, быстрый и максимальное ускорение. Можно крикнуть "домой" или "финиш", и собаки понимают, что скоро покормят и можно отдохнуть, и бегут во весь дух.

Алексей Иванов во время гонки "Берингия".
Из архива героя
Алексей Иванов во время гонки "Берингия".
Алексей со своей командой.
Из архива героя
Алексей со своей командой.

Был момент, когда хотели сойти с гонки?

– Трижды хотел сойти и один раз даже мысленно прощался с жизнью и роднёй. Самый критичный момент случился на предпоследнем этапе. После того как сняли лидера Тайну, было сложно управлять упряжкой. Все вымотались. 21-й этап, 25-й день гонки, собаки устали, постоянно сбивались без лидера. Я попытался что-то предпринять, решил подкормить кусочками рыбы. Это было ошибкой, они приняли это за кормёжку, поели и легли. Я связываюсь с руководством, мол, что делать, собаки легли. Они мне: не надо было кормить, теперь жди, полежат, встанут. Но этого не произошло. В снаряжении был набор для выживания. Я начал мастерить яму для ночлега, а ещё я не взял максимально тёплую одежду, чтобы собакам было не так тяжело, ведь их было уже мало в упряжке. В результате мне пришлось ночевать в яме и в какой-то момент я решил, что всё, дубу даю. Это стало самым серьёзным испытанием.

Алексей Иванов часть гонки прошёл в национальном чукотском костюме.
И личного архива героя
Алексей Иванов часть гонки прошёл в национальном чукотском костюме.

Знаю, что вы для гонки шили себе национальный чукотский костюм. Что удобнее и теплее, традиционная одежда местных жителей или современные экспедиционные костюмы?

– Национальная – удобнее, тело лучше дышит, рукавицы намного теплее, обувь существенно легче. Но есть и минусы. На сегодняшний день, к сожалению, национальная одежда очень дорогая, сшить на заказ практически невозможно, срок изготовления – месяцы… Мой национальный костюм обошёлся в 500 тыс. рублей. Дорогая фирменная экспедиционная одежда в 3 раза дешевле. Простой набор зимней одежды в 5–10 раз дешевле (в чём и идёт большинство каюров).

Кроме того, просушить натуральный мех быстро нельзя, его надо долго вымораживать, а современные костюмы легко высушить у печки. Есть и другие особенности, например, у современной обуви для подобных снежных экспедиций есть специальные железные вставки, усиленные носки и пятки, которыми можно вбивать и выбивать из плотного наста якоря – ими удерживаются нарты. В национальной обуви такого нет.

Зачем вам нужна была эта гонка?

– У нас у всех есть ген первопроходцев. Не зря же в детстве и молодости все хотят познать что-то новое, заглянуть куда-то за горизонт. Жизнь человека – это обретение и наполнение своего бытия какими-то смыслами. На этом периоде жизни я придумал себе вот такое наполнение. И это помогло мне открыть для себя гигантский мир. Мир первозданной Камчатки, прикоснуться к традициям коренных народов Севера, погрузиться в их быт, познакомиться с сильными духом и добрыми душой людьми.