Пытки отнесут к особо тяжким преступлениям

В Госдуме будут обсуждать законопроект об ужесточении ответственности за пытки и запугивание силовыми структурами в Уголовном кодексе РФ
Пытки отнесут к особо тяжким преступлениям
Максим Богодвид / РИА Новости
Один из редких случаев, когда сотрудники правоохранительных органов понесли наказание за пытки. 10 и 15 лет колонии строгого режима получили бывшие оперативники ОВД «Дальний» Казани за пытки.

Темой номер один в России пытки стали после того, как в Интернете организация Gulagu.net опубликовала видео с пытками заключённых в учреждениях ФСИН, которые ей передал бывший заключённый Сергей Савельев.

На фоне разгоревшегося скандала уволили главу ФСИН Александра Калашникова и завели несколько уголовных дел в Саратовской области и других регионах.

А вчера главы комитетов по законодательству Госдумы и Совета Федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли предложения о поправках в несколько статей УК РФ.

Авторы законопроекта предлагают усилить наказание за пытки, организованные и проводимые представителями власти с целью принуждения к даче показаний. Теперь подобные преступления отнесут к особо тяжким и будут наказываться лишением свободы до 12 лет.

– Общественная опасность рассматриваемого негативного явления, помимо причинения увечий и вреда потерпевшему, кроется ещё и в формировании отрицательного отношения общества ко всей правоохранительной системе, порождает нигилизм к правопорядку и заставляет усомниться в неприемлемости применения жестокости для достижения социально значимых целей, – разъяснил сенатор РФ Андрей Клишас. – Каждый гражданин, будь то сотрудник правоохранительного органа, должностное лицо или любой другой человек, должен понимать, что государство не приемлет применение пыток вне зависимости от целей.

Поможет ли ужесточение наказания прекратить беспредел в тюрьмах и СИЗО? Metro узнало мнение юриста правозащитной организации «Комитет против пыток» Сергея Бабинца.

– Если говорить по законопроекту, вопрос довольно сложный. Одни только санкции само явление на нет не сведут. Дело в том, что обвинительные приговоры о пытках выносятся всё меньше, хотя количество жалоб на них с каждым годом растёт, – говорит Сергей Бабинец. – Следственный комитет не проводит эффективного расследования по жалобам на пытки.

Мешает привлекать сотрудников силовых структур корпоративная солидарность, поясняет правозащитник, потому что для расследования пыток Следственный комитет обращается к полиции.

– А оперативные сотрудники, естественно, не хотят помогать Следственному комитету в расследовании подобных случаев, – объяснил Сергей. – В этом законопроекте мы видим серьёзный шаг, чтобы криминализировать пытки. Теперь нужна политическая воля, чтобы государство хотело бороться с пытками.