
Реальный масштаб роста
– При официальной инфляции в 8–9% правительство установило предельный индекс роста тарифов ЖКХ на уровне 11,9%, – рассказывает Константин Крохин, председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист. – При этом действует скрытый механизм дополнительного повышения тарифов: по закону регионы вправе прибавить ещё до 4%, что и делают массово. В Москве рост на тарифы ЖКХ составляет 15 ,4%.
В некоторых регионах рост на отдельные коммунальные услуги ещё значительнее: от 20 до 94%. Это, по словам юриста, самое крупное повышение тарифов за последние 15–20 лет.
– Мы возвращаемся в 90-е, – считает он. – Тогда тарифы росли ежегодно двузначными темпами. При Лужкове – до 35% в год, но один раз в год. Сейчас повышение происходит дважды: в январе и в июле. Так, в январе 2025 года подорожали содержание и ремонт – на 31%, а по отдельным статьям – на все 50%. В июле – ещё минимум на 15%. Годовая нагрузка выходит огромной и непрозрачной, а чётких объяснений нет.
По словам эксперта, все объяснения о том, что деньги пойдут на инвестиции в инфраструктуру ЖКХ, не соответствуют действительности.
– Ни в СССР, ни в современной России население не финансировало инфраструктуру ЖКХ – это задача государства и госкомпаний: "Газпрома", "Россетей", МОЭКа, ТСК, – объясняет эксперт.
Однако, по словам Крохина, во многих регионах внедряются схемы, которые лишь увеличивают нагрузку на потребителей.
– Например, в Екатеринбурге была применена схема "альтернативной котельной", что привело к росту платы за отопление на 94 %, – рассказывает Константин Крохин. – Было 2400–2500 рублей за гигакалорию, стало 4800. ТСЖ города обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отменить это решение, но пока ещё ответа не получили.
Сильный рост тарифов зафиксирован и в других регионах.
– Во Владимире стоимость отопления повысится на 49,3%, в Иваново отопление в ряде случаев вырастет на 51,7%, а в Кохме – на 60,5%, – перечислил Крохин. – В Омской области и. о. губернатора Рустам Мингазов 25 июня изменил повышение тарифов по Омску с 16,1 до 39,6%. Отопление в столице области теперь увеличат на 43,3%. Это системная проблема, которая усугубляется отсутствием реального контроля.
"Меньше потребляешь, а платишь так же"
Крохин также указывает, что рост платежей – это не только про тарифы. Проблема в том, что начисления нередко не соответствуют фактическому потреблению.
– В районе Тропарёво-Никулино (ЗАО Москвы) на ОДН начисляют до 4000% сверх норматива, – сообщил эксперт. – По закону (постановление № 303) показания общедомовых приборов должны отражаться в квитанциях, но этого не происходит. Люди 4 года судятся, жалуются в прокуратуру и жилищную инспекцию, а им в ответ: "Это решение ТСЖ", "Таков закон". Но это не закон.
По словам эксперта, с 2020 года действует мораторий на проверки – он был введён после пандемии и всё ещё не отменён.
– Президент в 2023 году поручил отменить его с 1 января 2025-го, – напомнил эксперт. – Но его продлили. Это значит, даже указания главы государства игнорируются. В результате потребители остаются беззащитными. Жалобы "футболятся" между судами и надзором. Никто ни за что не отвечает.
Для сравнения Крохин привёл европейскую модель.
– Там тарифы даже выше, но нет масштабных проблем, – объясняет он. – Вопросами ЖКХ занимаются местные власти и муниципалитеты, а не президент страны.
По его словам, в Европе платят по счётчикам, а порядок обеспечивается конкуренцией и эффективным контролем.
– В России, напротив, централизованный подход часто приводит к сбоям и отсутствию ответственности, из-за чего даже попытки сэкономить, потребляя меньше, не приносят результата. Система тарифообразования в сфере ЖКХ устроена так, что чем меньше объёмы потребления, тем выше тарифы для потребителей. Это касается прежде всего монополистов – водоканалов и теплоснабжающих организаций. Это парадокс: "меньше потребляешь, а платишь так же", – заключил Крохин. – Всё это превращает ЖКХ в закрытую, самоподдерживающуюся систему, где потребитель всегда в проигрыше.
Читайте также: 88 миллионов жертв: как не попасться на удочку афериста