Саксофонист точно знает, насколько тяжёлой ношей может быть этот молодой инструмент

Саксофонист точно знает, насколько тяжёлой ношей может быть этот молодой инструмент

Саксофонист точно знает, насколько тяжёлой ношей может быть этот молодой инструмент

Саксофонист точно знает, насколько тяжёлой ношей может быть этот молодой инструмент
Metro поговорило с музыкантом Виталием Ватулей о том, с какими сложностями в жизни и в профессии сталкивается саксофонист

Музыкант Виталий Ватуля, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, уверен, что саксофон создаёт ложное впечатление простого инструмента, с которым довольно легко обращаться. На самом деле всё не так, как кажется на первый взгляд.

В рамках джазовых стереотипов

По словам Виталия, саксофонистов раздражает, что их инструмент ассоциируется у людей исключительно с джазовой музыкой.  

– Если заглянуть в историю, то саксофон был создан как классический инструмент. Да и первые 60 даже 70 лет после создания он развивался по классическому пути: он был представлен в Парижской консерватории, для него начали писать многие композиторы, такие как Дебюсси, Бизе... Но в 20-е годы XX века случился джаз. И саксофон, будучи самым перспективным и молодым духовым инструментом с лучшими свойствами всех духовых инструментов, остался в этой нише. Но классический саксофон существует, сейчас даже набирает популярность. 

Виталий Ватуля знает саксофон не понаслышке.
Ирина Полярная
Виталий Ватуля знает саксофон не понаслышке.

Сложно играть чисто

Виталий отметил, что на начальном этапе саксофон легко поддаётся ученику, но по мере усложнения программы начинаются проблемы. Поэтому научиться играть чисто непросто, особенно если речь идёт об импровизации. 

Не успел в оркестр

Ещё одна особенность: далеко не всем саксофонистам найдётся место в оркестре. Это связано с тем, что саксофон – довольно молодой инструмент (появился лишь примерно 150 лет назад) и от того "опоздал" в симфонический оркестр.

– Симфонический оркестр уже был сформирован. Саксофон не попал в основной состав. А инструмент яркий, на себя перетягивающий внимание, затмевает остальных. Поэтому композиторы очень аккуратно внедряют его в оркестр. Разве что соло. Для примера, "Симфонические танцы" Рахманинова – одно из самых красивых соло

Тяжёлая ноша

Посмотришь на контрабасиста, вспомнишь про арфистов и думаешь: саксофонистам-то повезло – не инструмент, а пушинка. Однако Виталий спешит развеять этот миф. 

– В отличие от родственников-кларнетистов, мы, саксофонисты, должны играть на всех видах саксофона, а их семь: контрабас, бас, баритон, тенор, альт, сопрано, сопранино. Самый распространённый в обучении – это альт, а в джазе – тенор. Саксофонисты должны уметь играть на всех или как минимум на четырёх: альт, тенор, баритон, сопрано. Чаще всего саксофонисты-студенты играют на двух-трёх инструментах, и приходится их все с собой носить. Ноша как у аккордеонистов-баянистов – примерно 15 кг на спине

Зато, как признался Metro Виталий, саксофон от астмы может вылечить. Хотя способен и "наградить" другими болезнями.

– Я слышал, что часто бывают проблемы со спиной. Если много занимаешься, напрягаешься, происходят зажатия в спине. Нужно всем саксофонистам работать с остеопатами. Вовремя делать упражнения, чтобы не доводить до серьёзных проблем со спиной. 

В багаж не сдашь

Как признался Виталий, достойный инструмент стоит как хорошая машина. Но инструмент в пути, бывает, теряется или может быть украден. Усложняет жизнь музыканта и тот факт, что далеко не все авиакомпании разрешают взять саксофон в салон. Такие авиакомпании у музыкантов попадают в бан. 

– То, что саксофон не пускают в ручную кладь, – всегда стресс, очень-очень большая проблема. Просят сдать в багаж, но ни одна компания не берёт на себя страховку. А инструмент настолько чувствительный и хрупкий, что при попадании в багажное отделение на 99,9% с ним что-то произойдёт нехорошее. И потеряться может – не прилететь. 

Где можно в ближайшее время услышать саксофон:

24 февраля
Концерт "Сакура и берлинский воздух"
ДК "Рассвет"
Что ожидается: семейный дуэт Марии Немцовой (фортепиано) и Виталия Ватули (саксофон) продемонстрирует, что саксофон больше, чем джаз.

25 февраля
Концерт "Девять саксофонов и орган"
Евангелистическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла
Что ожидается: Произведения известных композиторов прозвучат в органно-саксофонической вариации.

3 апреля
Концерт "Романтический вечер с арфой и саксофоном"
Усадьба Кусково. Большая камерная оранжерея
Что ожидается: Юрий Таштамиров (саксофон) и Айдана Карашева (арфа)создадут романтическую атмосферу с помощью неожиданного сочетания инструментов в знакомых произведениях.  

Читаем в рубрике "Молоко за вредность":