Семья из Москвы спасает пасюков и старается отыскать им постоянный дом

Сегодня отмечается Всемирный день крысы. Metro познакомилось с семьёй, которая знает о них всё. Даже о диких. Всё потому, что Марию Егорову и её супруга объединяет очень необычное "хобби" – выхаживать серых крыс
Семья из Москвы спасает пасюков и старается отыскать им постоянный дом
предоставлено Марией Егоровой
Пасюки к семье попадают обычно либо травленные, либо травмированные, или же совсем маленькие. Выхаживать их и выкармливать – целая работа

Началось всё с пары декоративных грызунов. Около десяти лет назад пара завела их исходя из простой логики – в небольшой хрущёвке хотелось, чтобы питомцы не занимали много места. 

– Потом одна из них заболела, мы пошли искать информацию на форум крысоводов. А там женщина как раз написала, что у неё появились пасюки – серые крысы, и ей нужно их кому-то отдать. Мы решили взять, – рассказывает Мария. – Нам просто стало интересно, что такое держать пасюков.  

Держать их оказалось интересно. Они более шебутные, более осторожные, а если взять их взрослыми,  то доверие диких крыс ещё предстоит заслужить.  

– У меня муж нашёл себя в их приручении. Пасюк – это  не домашнее животное, это партнёр, с ним нужно договариваться, – объясняет Мария. – Со взрослой крысой всё начинается с очень малого – ты просто стоишь рядом с клеткой и вы смотрите друг на друга, разговариваете, приучаете крысу к звучанию голоса, к своим движениям, чтобы она не забивалась в угол каждый раз, когда вы проходите мимо. 

Потом в клетку можно начинать класть руку, потом – предлагать вкусняшки, потом – пытаться почесать. И этот процесс может занимать месяцы! 

– Ну, конечно, это кайф, когда животное, которое по умолчанию считается неприступным, приходит к тебе, просит почесушек, лижет руки и прочее-прочее, – говорит Мария. – Хотя надо понимать, до конца ручными они всё равно не станут.  

То, что пасюки очень живучи – тоже миф. И живут они от полугода до трёх–трёх с половиной лет, поэтому, если вы решили завести серую крысу, это лотерея.
Мария Егорова, крысовод, волонтёр

Мария делится, что необычные питомцы научили их терпению, скрупулёзности, а её мужа – ещё и не бояться укусов. Он их теперь даже не замечает.  

А помимо этого – и бороться с мифами и предубеждениями. Первый и самый очевидный – бубонная чума. Так вот, её распространяют не крысы, а блохи, которые есть не только у грызунов. Досталось просто именно крысам. И второй – бешенство. 

– Чисто логически какая крыса переживёт укус хищника? Никакая. Это во-первых. Во-вторых, у крыс заболевания развиваются очень стремительно. Крыса от бешенства погибает буквально за считаные дни. И, собственно, даже если вдруг крыса пережила укус бешеного хищника, заразилась бешенством, они просто банально не успеют передать это бешенство дальше, – рассказывает Мария. – Когда мы только за это взялись, мы очень много консультировались с ратологами, перелопатили огромное количество литературы, в том числе и эпидемиологической. И пришли к выводу, что, в общем-то, самое страшное, что можно подхватить от дикой крысы, –  это глисты.  

Сейчас в квартире супругов живёт 11 крысиных стай, проще говоря, клеток, но с однополыми грызунами, потому что разведением семья не занимается. Точное число тоже предпочитают не говорить – дурная примета. Пасюков на выданье сейчас нет, но вы можете почитать посты о приручении и посмотреть за жизнью грызунов в группе "ВКонтакте" "Крысиные хроники".