Сергей Собянин: Метро Москвы – быстрое, комфортное, любимое

Газета Metro публикует колонку мэра Москвы Сергея Собянина, посвящённую 90-летию столичного метрополитена
Сергей Собянин: Метро Москвы – быстрое, комфортное, любимое
пресс-служба мэра и правительства Москвы
Владимир Путин и Сергей Собянин на открытии МЦД-3 в августе 2023 года

Московскому метрополитену — 90 лет. Открытие движения от "Сокольников" до "Парка культуры" положило начало новой эпохе в истории нашего города. Метро растёт вместе с Москвой, и этот рост не останавливался даже во время Великой Отечественной войны. Московский метрополитен больше чем транспорт, это великолепный памятник архитектуры, гордость москвичей и всей нашей страны.

Чего мы достигли за 15 лет

В 2010 году преобразования в городе мы начали именно с транспорта. Во-первых, это позволило улучшить качество жизни миллионов людей, и, во-вторых, в этой сфере накопилось много проблем. Было решено развивать все виды городского транспорта одновременно, в комплексе, но основной акцент сделать именно на метро, потому что это основа системы внутригородских перевозок.

Наша цель состояла в том, чтобы обеспечить надёжным рельсовым транспортом абсолютное большинство районов Москвы. Наряду со строительством новых линий необходимо было интегрировать в единую систему с метро и наземный, и пригородный ж/д транспорт. К тому же в 2012 году столица выросла более чем вдвое за счёт присоединения новых территорий, и перед нами встала ещё одна масштабная задача — обеспечить метрополитеном жителей Троицкого и Новомосковского округов.

Конечно, впереди ещё много работы, но уже сегодня достигнутые результаты говорят сами за себя.

В самые короткие сроки нам удалось воплотить в жизнь несколько по-настоящему грандиозных проектов. Мы реконструировали старое железнодорожное кольцо и в 2016 году вместе с президентом Владимиром Путиным запустили по нему современные удобные поезда. МЦК работает в режиме и по стандарту метрополитена и пользуется большой популярностью у горожан, позволяя совершать поездки в соседние районы, минуя центр Москвы.

Вместе с РЖД и Московской областью мы запустили Московские центральные диаметры, связав разрозненные ж/д-направления. Поначалу многие встретили эту идею со скепсисом. Не верилось, что москвичей заинтересует транспорт, которым они прежде пользовались в основном при поездках на дачу. Но вот прошло 5 с лишним лет, и МЦД стали полноценной частью московской транспортной системы, наземным метро. По рабочим дням четыре диаметра перевозят до 1,5 млн пассажиров.

В рекордные сроки построили Большую кольцевую линию. Полноценный запуск движения по ней в марте 2023 года стал значимым событием в истории не только отечественного, но и мирового метростроения. Открытие самого протяжённого метрокольца в мире повлияло на жизнь практически каждого москвича. Многие пассажиры экономят в дороге около 45 минут ежедневно. Почувствовали улучшения и те, кто регулярно не пользуется БКЛ: на многих других линиях стало ощутимо свободнее.

В целом с 2010 г. количество станций московского метро выросло более чем в 1,6 раза — со 182 до 302 с учётом МЦК. В прошлые времена, чтобы построить такую сеть, потребовалось четыре десятилетия. Мы справились за 15 лет. И сегодня более чем 90% горожан живут недалеко от станций рельсового каркаса.

Кроме того, мы закупили почти 5 тысяч новых вагонов и тем самым кардинально обновили подвижной состав московского метро. В 2026–2027 годах планируем закупить ещё порядка 700 единиц подвижного состава, в том числе полностью обновить поезда на Замоскворецкой линии метрополитена.

Парк поездов МЦД — тоже один из самых молодых в Европе. Сегодня на диаметрах 95% поездов — современные комфортные составы. Полностью обновление будет завершено до конца этого года. А ведь в 2010–2011 гг. доля новых электричек на этих пригородных направлениях составляла всего 5%.

Транспорт, удобный для всех

Помимо строительства новых станций и обновления подвижного состава, пришлось разбираться с ещё одной проблемой — пассажиры постоянно теряли время в очередях за билетами. Чтобы изменить ситуацию, было разработано уникальное транспортное решение — карта "Тройка", вы её хорошо знаете. На неё можно записывать абонементы, карту легко пополнять онлайн.

Церемония выхода поезда новой серии "Москва-2024" на Замоскворецкую линию московского метро
пресс-служба мэра и правительства Москвы
Церемония выхода поезда новой серии "Москва-2024" на Замоскворецкую линию московского метро

В результате сегодня московская билетная система — самая развитая в мире, а столичный метрополитен лидирует по числу способов оплаты проезда, включая самые современные: по биометрии, виртуальной картой и через Систему быстрых платежей. Очереди у касс остались в прошлом, а московская "Тройка" работает в более чем 20 регионах России.

На метро — в будущее

Стратегия развития Московского транспорта до 2030 года отводит большую роль метро. В планах строительство ещё более 30 станций. В этом году завершим строительство четырёх станций Троицкой линии — "Вавиловской", "Академической", "Крымской" и "ЗИЛа". В 2026-м планируем открыть первые станции новой 17-й линии столичного метро — Рублёво-Архангельской. До 2030 года введём участки Троицкой линии от станции "Новомосковская" до станции "Троицк" и Бирюлёвской линии от "ЗИЛа" до "Бирюлёво".

Также впервые за последние 70 лет новая станция "Достоевская" будет построена на Кольцевой линии метро. На Арбатско-Покровской линии откроется станция "Гольяново", а на Люблинско-Дмитровской — "Южный порт".

Не могу не отметить, что сейчас мы уверенно движемся вперёд благодаря трудовому подвигу первых советских метростроевцев. Они заложили прочную основу, на которую мы опираемся и по сей день. Мы очень ценим их наследие: с 2010 года отреставрировали более 20 исторических станций метро. Среди них— "Смоленская", "Бауманская", "Новослободская".

И, конечно же, Московский метрополитен — это огромный коллектив преданных своему делу профессионалов. Например, около 7,5 тыс. сотрудников работают по ночам, чтобы пассажиры могли с комфортом пользоваться метро уже ранним утром.

В 2020 году женщины вновь получили возможность работать машинистами электропоезда. Сегодня 130 женщин-машинистов и помощников машиниста управляют поездами на Филёвской и Некрасовской линиях метро.

Спасибо вам, друзья, за добросовестный труд. Отдельные слова благодарности — ветеранам метро.

А всех читателей газеты "Метро" я от всей души поздравляю с юбилеем Московского метрополитена. Пусть каждая ваша поездка будет лёгкой и быстрой!

Пассажиры высоко оценивают изменения Московского метрополитена
пресс-служба мэра и правительства Москвы
Пассажиры высоко оценивают изменения Московского метрополитена
Станция "Пыхтино" Солнцевской линии Московского метрополитена, начавшая работу 6 сентября 2023 года.
Агентство "Москва"
Станция "Пыхтино" Солнцевской линии Московского метрополитена, начавшая работу 6 сентября 2023 года.