
Романтический образ капитана Кусто – в легендарной моряцкой вязаной шапочке, с лицом насквозь просоленного морского волка и мудрыми глазами учёного – знаком миллионам российских телезрителей.
– Да я вырос на "Одиссее команды Кусто"! Помню как сейчас оупенинг каждой серии – форштевень "Калипсо" разрезает волны! – рассказывал один из приглашённых на открытие выставки гостей своей знакомой даме. Разумеется, человек, смотревший фильмы Кусто, не может называть форштевень судна "носом".
Главными звёздами экспозиции стали подлинные детали снаряжения – жёлтые пластиковые шлемы с лампами для подводных съёмок, баллоны с дыхательной смесью в обтекаемых кожухах. Всё это не раз появлялось на экранах и знакомо миллионам телезрителей. Среди экспозиции – первая модель акваланга, созданная Кусто и его товарищем Эмилем Ганьяном, позволила человеку войти в очень мало исследованный подводный мир.
Что касается истории отношений Жака-Ива Кусто с Россией, то она началась ещё до Второй мировой войны, когда он, будучи офицером французского флота, был с визитом в Советском Союзе в Батуми и Севастополе. Спустя годы, уже в 60-е, Кусто приезжал в СССР как учёный и популяризатор науки, мировая знаменитость.
На выставке представили фото его выступления перед сотрудниками Института океанологии имени Петра Ширшова и со съёмок программы "В мире животных", где молодой Николай Дроздов чем-то похож на оперного Мефистофеля. Гости радостно узнавали такие родные лица.
– Отец, вся наша семья всегда очень вдохновлялись фильмами Кусто, – рассказал Metro сын знаменитого российского путешественника Фёдора Конюхова Николай. По его словам, он тоже по много раз пересматривал серии "Подводной одиссеи команды Кусто".
Идеи Кусто о строительстве подводных исследовательских станций, схемы которых тоже были представлены на выставке, находили понимание среди советских учёных, и некоторые проекты, вдохновлённые в том числе идеями неутомимого капитана и его соратников, были воплощены в Союзе.
Не обошлось и без знаменитой вязаной шапочки. Аналогичную модель до сих пор носят члены общества "Команда Кусто", которое возглавляет вдова исследователя.

