Шопинг, распродажи, новые коллекции – пора забыть об этом, или правильная тактика нас спасёт?

Что вскоре будет на полках, если какие-то бренды уходят, другие просто тихо закрыли или продают свои магазины, – уточнили у эксперта
Шопинг, распродажи, новые коллекции – пора забыть об этом, или правильная тактика нас спасёт?
Tsuguliev/Shutterstock
Какие товары появятся на полках российских магазинов в результате параллельного импорта – пока загадка.

"Параллельный импорт" (ввоз в страну товаров, на которых нанесён какой-либо товарный знак, без разрешения правообладателя этого товарного знака) – новая реальность. Про него все слышали, но мы решили узнать, как он устроен. Первое, о чём захотелось спросить Вячеслава Чеглова, профессора базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова, будет ли на полках магазинов оригинальный товар или сплошь подделки. 

– При так называемом параллельном импорте мы получим оригинальный товар, скорее всего производства заводов и фабрик из дружественных стран и копии, их же производства, – отметил эксперт. –  Много будет зависеть от позиции правообладателя, производителя и логиста.

Механизм параллельного импорта, по мнению эксперта, вырисовывается следующий. Российские покупатели ищут непрямого продавца, посредника. Им может быть дистрибьютор, получивший негласно санкцию правообладателя, или перекупщик, не имеющий никакого разрешения. На свой страх и риск, но за высокую маржу (разница между ценой и себестоимостью), он отгружает необходимый товар в адрес покупателя. 

Товар поступает на границу скорее дружественных стран, он имеет сертификаты, полученные первым покупателем. И с помощью фирм-посредников растаможивается. В качестве примера можно вспомнить партию смартфонов одной известной марки, поступившую к нам из Казахстана недавно.

Но что будет, если производитель-правообладатель не дал своего разрешения и молчит?

– Мы увидим оригинальный товар с более высокой ценой, покрывающей высокие риски, прежде всего негативной реакции США или Евросоюза, Великобритании, – объяснил Чеглов. – Если реакция последует, то мы больше не увидим оригинального товара, а получим китайскую или иную копию, что будет дешевле в продаже. 

Схема параллельного импорта уже задействована прежде всего в Иране, Северной Корее. Но не в таких масштабах, конечно.
Вячеслав Чеглов

Чтобы лучше понять, как будет развиваться ситуация дальше профессор предложил внимательно следить за новостями. 

– Судя по тому, что на днях сессия на Неделе ритейла с участием министра промышленности и торговли началась с выступления CEO российского филиала французской корпорации FM Logistik, заявившего о готовности перевозить сборные грузы даже из Европы, да еще и "русифицировать" импорт, можно говорить об улучшении ситуации. Тем более на фоне отказа от логистики в Россию компании Maersk. Ну и технология перецепки фур на тягачи с номерами дружественных стран нам в помощь. Но за все трудности потребителю придётся заплатить, – предупредил эксперт.

 Вячеслав Чеглов считает, что курс на параллельный импорт сейчас вполне оправдан. 

– Другие варианты возвращения товаров – это развитие отечественного их производства и восстановление связей в будущем. Последнее потребует времени. Как и реальное импортозамещение. Но стратегически я бы делал ставку на российского производителя и прямое участие государства в этом вопросе, – добавил он.