Синдром отличника: стоит ли заставлять ребёнка учиться только на пятёрки

Отличники порой не усваивают знания достаточно глубоко и боятся принимать решения без одобрения со стороны
Синдром отличника: стоит ли заставлять ребёнка учиться только на пятёрки
Sharomka/Shutterstock
Объясните ребёнку, что важны знания, а не оценки.

Школа для большинства детей наконец закончилась. И вот родители взглянули на итоговые оценки. Кого-то они расстроили, кого-то, наоборот, порадовали. Metro решило выяснить у экспертов, стоит ли вообще гнаться за школьными отметками. Спойлер: все эксперты единодушны – не стоит. Но почему?

Отличники вечно ждут одобрения

Эксперты уверены, что отличники, зацикленные на оценках, остаются такими же зашоренными и в обычной жизни.

– Ко мне на консультации приходят разные люди, и бизнесмены в том числе. Так вот, те, кто учился в школе не за оценки, а за знания, обычно достигают гораздо большего успеха в жизни. Они имеют свою позицию, свою точку зрения, ищут нестандартные подходы и пути решения, идут своей дорогой и ведут за собой других. В детстве двойки и тройки их не пугают, недовольство учителей по поводу их иного, не схожего с учительским мнения – тоже... Мы не обсуждаем сейчас тех детей, кто совсем не хочет учиться, важно не путать, – говорит Metro психолог Анастасия Швыркова. – А вот те, кто с детства привык работать "за оценки", обычно ждут одобрения сверху. Они гораздо реже добиваются карьерных успехов, реже занимают руководящие должности – потому что постоянно ждут, что кто-то их направит, кто-то одобрит. 

Постоянные сравнения по уровню успеваемости, оценки и рейтинги ведут к развитию детского нездорового перфекционизма. Вспоминаю своё детство, со мной училась девочка-перфекционист, которая была круглой отличницей. Одна четвёрка могла вогнать её в истерику и слёзы. Она краснела, тушевалась и с утроенной силой училась ещё лучше. Через год у неё случился инсульт в 5-м классе! Она полгода была в больнице, потом перешла на домашнее обучение. Больше мы не встречались. Так что мой совет – берегите детей от перфекционизма.
Анастасия Швыркова

Оценка – не показатель знаний

Гонка за пятёрками вовсе не показатель того, что ребёнок всё знает идеально. Ровно как и наоборот: двойка по математике – не показатель низкого интеллекта у ребёнка, который любит литературу.

– Да, конечно, общая успеваемость учитывается при поступлении в вуз, но бездумно гнаться за оценками, зазубривая тексты учебников, не стоит. Куда важнее, чтобы ребёнок стремился проявить себя и узнать тот или иной предмет, понять его логику. Так или иначе важно понимать, что учёба в школе – это и познание окружающего мира, и наработка навыков, которые не всегда связаны напрямую со знанием определённых предметов, – объясняет Кирилл Клопков, учитель истории в Филипповской школе онлайн. – Школа также учит дружбе, работе в команде, гибкости и адаптивности. Концентрируясь только на оценках, ребёнок рискует упустить эти значимые аспекты школьной жизни.

В старших же классах во время подготовки к ЕГЭ оценки и вовсе отходят на второй план.

– В старших классах куда важнее сконцентрироваться на подготовке к экзаменам, ведь приёмная комиссия не будет рассматривать аттестат выпускника. Зачем в нём нужны все пятёрки, если в итоге ЕГЭ завален? Школьники, беспокоящиеся о своих оценках, чаще всего страдают "синдромом отличника" и постигают школьные науки поверхностно, не углубляясь в те предметы, которые в будущем лягут в основу их профессиональной карьеры, – говорит Анна Борисова, учитель истории и обществознания, председатель Ассоциации молодых педагогов Республики Хакасия. – Следует правильно расставить приоритеты, найти к выпускным классам предметы по душе – вряд ли А. С. Пушкин беспокоился за отметки по математике, скорее всего, он рьяно занимался тем, что любил.

Плохая оценка – это нелюбовь учителя?

– Отношение к оценкам  быстро меняется, но всё равно ещё очень много ребят зависит от них психологически, боясь чаще всего криков или других форм наказания со стороны родителей. При этом, очевидно, что некоторые физические и творческие успехи ребят вообще невозможно оценить: для кого-то пробежать километр по физкультуре – это настоящее достижение, для кого-то это только разминка. Кстати, именно по этому сейчас бурно обсуждают возможность отменить в России оценки по музыке, физкультуре, ИЗО и труду, – говорит Анна Борисова. – Во-вторых, сейчас по существу в российских школах применяется четырёхбалльная система оценивания, в рамках которой разве вообще возможно говорить об объективном отслеживании успехов учеников? Преподаватель может запросто занизить или завысить оценку из-за личных мотивов. На мой взгляд, куда более важен тот факт, что хорошие оценки в большей степени демонстрируют дисциплинированность и ответственность обучающихся. 

Если ребёнка регулярно ругают за оценки ниже пятёрки, то это наверняка заставит его сомневаться в собственных силах и лишит всякого интереса к учёбе. Очень важно понимать, что оценки, как хорошие, так и плохие, могут стать мотивацией к изучению предмета. Задача родителей и педагогов – правильно это донести.
Кирилл Клопков

Что же, пятёрки – это плохо?

Нет, отличные оценки, если предмет реально понят, а не зазубрен, – это очень хорошо. Ведь они – показатель знаний, которые останутся в голове на всю жизнь.

– Оценки в буквальном смысле воспринимаются детьми как показатель признания в обществе. Это объясняет популярность отличников в начальной школе, все с ними хотят общаться и дружить. Но до учеников важно донести очень нужную мысль, что образование это не гонка, а путь к будущему качественному уровню жизни, – объясняет Надежда Доронина, учитель истории и обществознания. – Да, приходится говорить это прямо, с детьми нельзя заигрывать. Что ещё важнее, так это настроить на правильное восприятие самих оценок. То есть полученная двойка или тройка не говорит о том, что ты плохой человек и что с тобой не будут дружить и общаться. Это показатель, что где-то надо больше постараться и быть усерднее. Вот и всё.  Не надо гнаться за оценками, надо осознанно к ним стремиться.