Современное искусство вторглось в квартиры великих мэтров и порядочно там наследило

В домах-музеях великих творцов появились странные предметы. Зачем классикам "подкинули" все эти вещи – разбиралось Metro
Современное искусство вторглось в квартиры великих мэтров и порядочно там наследило
Предоставлено пресс-службой Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Это не тапочки для гостей – это экспонат современного искусства.

Искусство, как известно, не имеет границ, а иногда даже признаков искусства. Так что если вы придёте в Дом-музей Константина Станиславского в Леонтьевском переулке и увидите на коврике в кабинете тапочки, не спешите разуваться. Потому что это тоже экспонат, оставленный здесь современной художницей Ириной Кориной.

Тапочки в данном случае символизируют "невозможность выйти далеко за пределы комнаты" и отсылают гостей к грустному послеинфарктному периоду творчества режиссёра. По диагонали с тапочками, в углу, на подставку-треног накинута то ли штора, то ли скатерть с зелёной бахромой – в современном прочтении это загоревшаяся ёлка из детства мэтра, а в другом углу художница оставила след в виде палантина на спинке стула: в знак бесконечной тревоги, которой страдал Станиславский после ареста.

По замыслу художницы, это – ёлка из детства режиссёра.
Фото предоставлено пресс-службой Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
По замыслу художницы, это – ёлка из детства режиссёра.

Присутствие современного искусства чувствуется и в гостиной: коробка, напоминающая телефонную трубку, намекает на коварного доктора, приставленного к знаменитому режиссёру в качестве стукача. Экспонат называется "Ухо".

В "ухе" – таблички с фамилиями тех, кто работал в МХТ и с кем тогда общался Станиславский.
Фото предоставлено пресс-службой Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
В "ухе" – таблички с фамилиями тех, кто работал в МХТ и с кем тогда общался Станиславский.

Но не один Станиславский нечаянно разжился чужим добром с культурным подтекстом. В Питере попасть в поле зрения современных художников посчастливилось четверым классикам: скульптору Аникушину, художнику-авангардисту Матюшину, композитору Римскому-Корсакову и великому Достоевскому.

Аникушина креативно отметили светящейся звездой в знак фартовости, ведь его скульптуры устанавливали на самых козырных местах в городе. В доме, где жили авангардисты Михаил Матюшин и Елена Гуро, современные коллеги оставили латунные кольца, молоток и что-то, напоминающее стальной бублик. Римский-Корсаков пострадал из-за своего гостеприимства, и теперь в его кожаных креслах круглосуточно сидят Шаляпин и Рахманинов, правда, в виде странных белых комочков: один напоминает морского ежа, второй – высушенный коралл.

Что символизирует молоток в доме художника-авангардиста – осталось тайной.
Фото Полины Виноградовой
Что символизирует молоток в доме художника-авангардиста – осталось тайной.

А вот в квартире Фёдора Михайловича завёлся целый “птичий бестиарий”, представленный деревянными скворечниками на высоких ножках и портретами пернатых, в которых можно угадать лебедя, гуся, дрозда, красноголового дятла и красногрудого снегиря. Это отсылка к орнитологическим мотивам в творчестве писателя, любившего давать своим героям птичьи фамилии, и конкретно к усадьбе "Скворешники" из достоевских "Бесов".

Скворечники в квартире Достоевского.
Фото Полины Виноградовой
Скворечники в квартире Достоевского.

И всё это не хулиганство, как кто-то может несознательно подумать, а часть фестиваля "Искусство жить дома", придуманного питерским Госцентром современного искусства, который не так давно стал филиалом Пушкинского музея. Художники таким образом решили рассказать истории знаменитых обитателей квартир и особняков.

Правда, посетители рискуют не разгадать ни одной из этих отсылок, потому что табличек с пояснениями здесь не предусмотрено.

– Мы, конечно, мемориальное пространство и стараемся таких экзотических вещей не допускать, но подумали, что в этом замысле что-то есть, – прокомментировала фестиваль журналистам директор Литературно-мемориального музея Достоевского Наталья Ашимбаева в унисон птичьему щебетанию: художники добавили к скворечникам и аудиоряд.

И как-то подумалось, что интерпретировать наследие Достоевского в таком ключе можно и дальше. Например, в память о Раскольникове принести топор или обустроить мышиную нору в честь одного грустного князя. Да и помимо Достоевского есть где разгуляться, московская квартира Булгакова для такого проекта – вообще полигон возможностей. Так что работы современным художникам непочатый край.

Стальной "бублик" на столе Матюшина.
Фото Полины Виноградовой
Стальной "бублик" на столе Матюшина.