Спаси и раздели: в пьесе "Завтрак у предводителя" спорят об имуществе

В театре Et Cetera поставили пьесу Ивана Тургенева о трагикомичной попытке раздела наследства между родственниками
Спаси и раздели: в пьесе "Завтрак у предводителя" спорят об имуществе
Василий Кузьмичёнок / Агентство Москва
Мужчины пытаются одолеть упрямую женщину.

О чём спектакль

Разделить и помирить

Самый молодой в истории губернии предводитель дворянства Николай Балагалаев (Фёдор Бавтриков) держит речь на своём вступлении в должность, обещая поднять работу всех уездных коллегий "до петербургского уровня", сделать жизнь крепостных сносной и разрешить все споры. Через три года он же нахваливает сам себя, расписывая собственные достижения: кругом благоустроены дороги, "грачи останавливаются, дают вам проехать", расстилаются пашни, гладкие листы ракит "охотно щиплют овцы" и так далее. Но один из споров в губернии молодой предводитель всё же разрешить не в силах. За одним из завтраков он намерен триумфально завершить затянувшееся аж на три года противостояние между помещиком Ферапонтом Беспандиным (Григорий Старостин) и его сестрой — вдовой Анной Кауровой (Ольга Белова). Те не могут поделить имение их покойной тётушки, архитекторской вдовы Филокалосовой. Балагалаев уверен, что его блестящий, отображённый на карте, план раздела спорящие стороны охотно примут, однако всё оказывается не так просто. Ферапонт Ильич врывается в покои предводителя уже в ажитации, с разорванными новым седлом штанами, а сестра его Анна Ильинична, войдя в комнату, просто падает на пол, заранее убеждённая, что ничего хорошего очередной раунд раздела имущества ей не обещает. Вроде бы простая задача перерастает в запутанный конфликт, в котором никто не может толком разобраться. 

Вдова Каурова (Ольга Белова) не согласна с любым вариантом раздела наследства.
Василий Кузьмичёнок / Агентство Москва
Вдова Каурова (Ольга Белова) не согласна с любым вариантом раздела наследства.

Впечатления

В позе рощи и пруда

Пьеса, написанная Иваном Тургеневым, ничего хрестоматийно тургеневского в себе не содержит: нет здесь ни романтических героев, ни любовных коллизий, ни фирменных "тургеневских" девушек, ни "лишних людей". Семейная тяжба за наследство – чистая комедия острохарактерных персонажей, где у каждого есть своя чётко прописанная маска. Предводитель – хвастливый и напыщенный молодой человек, вдова Каурова – взбалмошная барыня, её брат Ферапонт – склонный к резким движениям барин. Главное трио обрамляют не менее яркие второстепенные лица: умеющий красноречиво лежать на полу кучер Анны Ильиничны Карп (Тимофей Дунаев), типичный отставной солдафон Антон Алупкин (Андрей Кондаков), немного растерянный судья Суслов (Иван Косичкин), талантливо молчащий камердинер Герасим (Данил Никитин) и бедный, но жизнерадостный помещик Мирволин (Фёдор Урекин). Самая смехотворная часть постановки посвящена попыткам удовлетворить капризную вдову, которую не устраивает ни один вариант раздела имения. Потеряв надежду убедить её при помощи большой карты, семеро  мужиков начинают изображать объекты раздела: кто-то застывает в виде рощи, кто-то укладывается на пол в образе деревеньки, а кому-то выпадает жребий раскорячиться в виде конопляников. 

Страх продешевить и оказаться обманутой в поведении вдовы явно смешан с коварным желанием повертеть большой мужской компанией, члены которой принимают самые нелепые позы по прихоти капризной барыни. На вопрос: "В чём ваше неудовольствие состоит?" вдова раз за разом отвечает: "Я не знаю", постепенно и закономерно доводя до белого каления мужиков, растянувшихся на шпагаты в попытках изобразить пруд и рощу. Дошедший до драки имущественный спор перерастает и в политическую борьбу, когда на сцене появляется бывший предводитель Пётр Пехтерьев (Алексей Осипов) с нравоучительными замечаниями в адрес молодого преемника. 

Написанная как сатира на современное Тургеневу дворянство, сегодня пьеса выглядит как вполне актуальная комедия абсурда: пока существует феномен частной собственности, истории о попытках её приобрести или не лишиться будут поражать самое смелое воображение. И во вполне классической, на грамотном русском языке (который, по большому счёту, и призван сохранить театр), пьесе тяжба о собственности выглядит как вполне архетипичное повествование об обмане. Всё происходящее на сцене смешно для зрителей, а для героев пьесы – на грани инсульта, лишний раз напоминая, что часто комедия – это трагедия, которая произошла не с тобой. 

В попытках поделить участок герои принимают самые неожиданные позы.
Василий Кузьмичёнок / Агентство Москва
В попытках поделить участок герои принимают самые неожиданные позы.

Фишки

Комедия на шпагате

Одно из примечательных достоинств пьесы – в способности сделать зрелищным в чём-то архаичный текст как за счёт актёрской нюансировки, так и благодаря почти акробатическим позам, которые принимают персонажи, изображая ту самую карту раздела имения. Как пошутил режиссёр-постановщик пьесы Юрий Буторин, артисты сели на шпагаты после специальных занятий йогой, но как бы то ни было, предпринимаемые ими физические усилия придают постановке особый колорит. Как и мелкий "апгрейд" оригинальной пьесы вроде реплик: "Спаси и раздели".