Спасти жизнь или потерять честь, решают герои иранской картины "Хэнасс"

В Москве начались Дни иранского кино. С 6 по 9 июля в кинотеатре "Иллюзион" идут картины современных иранских режиссёров
Спасти жизнь или потерять честь, решают герои иранской картины "Хэнасс"
Кадр из фильма
Главные герои картины носят имена своих прототипов – учёного Дариуша Резаинежада и его жены Шохре.

Первой в списке показов стала картина "Хэнасс", вышедшая в прошлом году и номинированная на иранском фестивале "Фаджр" за лучшую оригинальную музыку. 

Для тех, кто никогда не видел иранских картин, оригинальной в фильме будет не только музыка – иранские фильмы давно ценят на международных кинофорумах за самобытность, выраженную в очень профессиональной форме. Такой стала и эта картина молодого иранского режиссёра, актёра и сценариста Хоссейна Дараби. 

Как очень многие иранские фильмы, этот тоже отличается особой эмоциональной чистотой: в изображении человеческих отношений здесь нет и тени ядовитой европейской иронии или попыток намекнуть на снижающий подтекст. Как ни странно, выглядит это ничуть не наивно, а скорее, облегчает восприятие: критику нет нужды постоянно считывать спрятанные в стопках намёков смыслы. Всё это позволяет достичь одной из главных целей любой кинокартины – убедительности высказывания: ты понимаешь, что творческий коллектив не пытается играть с тобой краплёными картами и тебя не обманывает. 

Возможно, этот эффект возникает и потому, что в основу сюжета положена реальная история семьи иранского учёного Дариуша Резаинежада, его жены Шохре Пирани и их дочери Армиты, и в фильме даже не изменены их имена. В 2011 году Резаинежад был убит на глазах своей жены и дочери, как и двое других сотрудников университета физики (так он назван в картине), которые, согласно предположению американских и израильских властей, были причастны к ядерной программе Ирана. До сих пор эта причастность не доказана. 

Дариуш Резаинежад вынужден принимать сложные решения.
Кадр из фильма
Дариуш Резаинежад вынужден принимать сложные решения.

Повествование построено от лица жены Дариуша Шохре, которая обеспокоена судьбой мужа на фоне сообщений о гибели двух его коллег. Она замечает, как Дариуш каждый раз перед тем, как сесть в машину, ищет под капотом взрывчатку и получает странные эсэмэски, а потом и сама разговаривает по телефону с незнакомцем, требующим от неё слить информацию из ноутбука мужа и тем самым спасти его жизнь. Уже было решившаяся на спасение жизни ценой потери чести Шохре задаёт мужу сакраментальный вопрос и получает ответ, который её останавливает. 

Этот момент непротивления судьбе подаётся без какого-либо пафоса: эпизод вписан в орнамент будничных действий, и от этого не сразу соображаешь, что оба героя понимают, что подписали себе приговор. Но так и в жизни: очень многое из того, что воспринимается нами в собственной биографии как поворотное, происходит очень обыкновенно и по-бытовому. Всё глобальное – повседневно, будто напоминают нам моющая посуду Шохре и сидящий за ноутбуком Дариуш. 

И мимо подробностей этой иранской повседневности – будничной для Ирана и колоритной для европейского глаза – вообще очень сложно пройти в картине: интересно рассматривать дом со стеклянными внутрикомнатными перегородками, тесную кухню, детские игрушки, еду на семейном столе и, конечно, одежду. Чёрная шаль Шохре, её чрезвычайно выразительные глаза и лицо выстраивают вокруг себя кадр, будто делая ярче цвета и рельефнее формы окружающего её мира. Название картины "Хэнасс" – это курдское слово, в переводе означающее "моя душа", как Резаинежад называл свою жену. И фильм больше об этом, а не о ядерной программе Ирана – о бедном, но единственном мире, чистоте чувств, любви и простоте, в которой она и прорастает легче всего.