Воскресение из миллионов обломков: как новгородцы и москвичи спасали древние святыни

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева на выставке "Восстаёт во славе" показывают свидетельства сражения реставраторов за историю и культуру
Воскресение из миллионов обломков: как новгородцы и москвичи спасали древние святыни
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Слева: вид руин новгородской церкви Спаса Преображения на Нередице в 1944 году. Справа: вид той же церкви в 1958 году.

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Музее архитектуры имени А. В. Щусева показывают очень символичную выставку. Здесь рассказывают об истории изучения и спасения трёх древних новгородских храмов — Спаса Преображения на Нередице XII века, Успения Богородицы на Волотовом поле XIV века и Спаса Преображения на Ковалёве XIV века. К Москве эта история имеет самое прямое отношение: после того, как храмы да и весь Великий Новгород были уничтожены в годы войны нацистами, именно Алексей Щусев, основатель Музея архитектуры и главный архитектурный авторитет страны в те годы, отстоял идею их воссоздания из руин.

— Нанесённый Новгороду урон был так велик, что среди специалистов, которые, казалось бы, всей душой радели за сохранение наследия, царили упаднические настроения, все считали, что это невозможно, — рассказывает директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Наталья Шашкова. — Город был полностью разрушен, поэтому всерьёз рассматривался вопрос об отказе от восстановления и строительстве областного центра на новом месте.

Памятник "Тысячелетие России" на территории Новгородского Кремля, разрушенный фашистскими захватчиками.
Георгий Петрусов / @РИА Новости
Памятник "Тысячелетие России" на территории Новгородского Кремля, разрушенный фашистскими захватчиками.

Среди скептиков был даже известный художник и основатель Центральных реставрационных мастерских Игорь Грабарь. Однако казавшаяся многим безумной идея спасти разрушенный Новгород победила, и уже в 1944 году туда отправилась бригада московских реставраторов и музейщиков, которые взялись за работу вместе с сотрудниками Новгородского музея-заповедника.

Действительно, глядя на снимки того, что осталось от храмов после целенаправленных обстрелов артиллерией, скепсис научного сообщества понять очень легко: здания были практически полностью руинированы. Фрагмент стены от церкви Спаса Преображения на Ковалёве, похожий на почерневший зуб осколок церкви Спаса Преображения на Нередице и просто груда камней на месте церкви Успения Богородицы на Волотовом поле. Древние храмы приняли на себя беспощадные удары по линии обороны Волховского фронта.

— Новгородцы плакали, когда храмы систематически, целенаправленно разбивала немецкая артиллерия, — рассказывает генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. — Но не все потери войны безвозвратны. Эти храмы воскресли как образ веры, мужества и подвижничества, и разбитые на миллион осколков фрески собираются по сей день несколькими поколениями реставраторов. 

Макеты храмов на фоне фотографий того, что от них осталось во время Великой Отечественной войны.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Макеты храмов на фоне фотографий того, что от них осталось во время Великой Отечественной войны.

При восстановлении стен храмов старались использовать исторический камень, но поскольку разрушения были слишком велики, применяли и современные материалы, которые создавались по специально разработанным реставрационным методикам. 

Цифра
более 150
предметов собрано на выставке из собраний Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Новгородского музея-заповедника, Русского музея, Новгородского научно-реставрационного управления и частных собраний.

— Для меня было откровением, что работа по залечиванию ран войны длится до сих пор: реставраторы ещё даже не на середине пути по сбору монументальной живописи, до сих пор ведутся работы на архитектурных объектах, — рассказывает куратор выставки, заместитель директора по научной работе Музея архитектуры имени А. В. Щусева Анатолий Оксенюк. — Этим проектом мы хотим подчеркнуть, что события Великой Отечественной войны — не какая-то далёкая история, они гораздо ближе к нам, чем мы думаем.

Во многом восстановлению памятников помогает научная работа по фиксации их облика, которая началась ещё в середине XIX века на волне интереса к историзму и русскому стилю. В Великий Новгород потянулись художники и исследователи, которые фотографировали и зарисовывали храмы и копировали фрески. Эта работа продолжилась и после революции даже в годы борьбы с религиозными предрассудками: значение древних памятников Новгорода для истории страны было неоспоримо. 

Копии фресок из церкви Успения Богородицы на Волотовом поле. Справа фреска "Ангел", копия Н.И. Толмачевской, 1930 г., из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Слева фреска "Архиепископ Моисей", копия А.А. Громова, 1920 г., из собрания Новгородского музея-заповедника.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Копии фресок из церкви Успения Богородицы на Волотовом поле. Справа фреска "Ангел", копия Н.И. Толмачевской, 1930 г., из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Слева фреска "Архиепископ Моисей", копия А.А. Громова, 1920 г., из собрания Новгородского музея-заповедника.

— Самый большой объём материалов сложился по храму Спаса Преображения на Нередице, а меньше всего — по храму Спаса Преображения на Ковалёве, поэтому его реставрация стала одной из самых сложных: он был восстановлен в 1970-е годы, но до сих пор существует дискуссия, как выглядело завершение этого памятника, — рассказывает Metro Анатолий Оксенюк.

Спасать новгородские фрески вот уже 80 лет помогают хранящиеся в Русском музее кальки, на которые когда-то перевели их контуры. Копии этих калек стали рабочим материалом не одного поколения реставраторов в Новгороде. На поверхности рисунков кусочек за кусочком они собирают рассыпавшиеся на миллионы фрагментов изображения. Фантастическую сложность этой работы можно воочию оценить сегодня в залах Музея архитектуры, куда впервые приехали для показа такие незавершённые, находящиеся в работе фрески буквально со столов реставраторов: со стен и витрин на посетителей из осколков проглядывают Спаситель и Богородица. Миллионы осколков — это не преувеличение: так, в храме Успения Богородицы на Волотовом поле в работе у реставраторов 1 млн 700 тыс. фрагментов фресок. Как это можно собрать — уму непостижимо.

Фрагменты фрески покрывают её рисунок на бумаге.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Фрагменты фрески покрывают её рисунок на бумаге.

— При разрушении храма от сотрясения сначала осыпается штукатурка, а потом рушится сама постройка, поэтому фрески оказались в самом низу завалов, что и позволяло их постепенно извлекать, — рассказывает Metro Анатолий Оксенюк. 

Именно так, с делением раскопа на квадраты, с подписыванием каждого обломочка, доставали остатки фресок храмов Спаса Преображения на Ковалёве и Успения Богородицы на Волотовом поле. Храму Спаса Преображения на Нередице повезло меньше: хотя его и восстановили первым, ещё в 1958 году, но именно из-за ударных темпов работы и того, что завалы помогали разбирать пленные гитлеровцы, которые не соблюдали методику разбора, соединить десятки тысяч фрагментов фресок оказалось сложнее всего. Тем не менее, несмотря на все эти, казалось бы, непреодолимые трудности, в Великом Новгороде сегодня можно увидеть восстановленные оригинальные древние фрески.

Вот уже 80 лет в Великом Новгороде продолжают восстанавливать средневековые фрески.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Вот уже 80 лет в Великом Новгороде продолжают восстанавливать средневековые фрески.
Фрески из храма Спаса на Нередице XII века демонстрируются на выставке в виде небольших композиций, которые были собраны в 1944–1947 годах под руководством архитектора Любови Митрофановны Шуляк. Фрески церкви Спаса на Ковалёве XIV века, собранные под руководством известного художника-реставратора Александра Петровича Грекова, предстают смонтированными на мощные основания, по методике самого Грекова. Показана и монументальная живопись храма Успения на Волотовом поле, над реставрацией которой в настоящий момент работает Тамара Ивановна Анисимова.
1988 год. Художник-реставратор Александр Греков (в центре) рассказывает в своей мастерской о реставрации фресковой росписи церкви Спаса Преображения на Ковалёве.
Сергей Самохин / @РИА Новости
1988 год. Художник-реставратор Александр Греков (в центре) рассказывает в своей мастерской о реставрации фресковой росписи церкви Спаса Преображения на Ковалёве.

Ещё один кажущийся фантастическим сюжет на выставке связан с историей возвращения иконы праздничного чина XV века из церкви Успения на Волотовом поле — "Распятие". Во время войны часть икон из новгородских храмов успели отправить в эвакуацию, однако город был захвачен очень быстро. Эта икона вошла в первую полусотню памятников, предназначенных нацистами для вывоза. До 2023 года она считалась пропавшей, и вдруг "всплыла" на аукционе в Дюссельдорфе. 

— Первым владельцем иконы оказался уважаемый немецкий коллекционер, церковный историк, католический священник, отец Людвиг Фолькл, — рассказывает Сергей Брюн. — Благодаря нашим немецким коллегам мы выяснили, что он был капелланом в группе армий "Север" Вермахта в частях, стоящих в Новгороде. После войны он был прощён Ватиканом, как и другие немецкие пастыри, которые благословляли, причащали и отпускали грехи тем, кто оставил в Новгороде полсотни живых людей и пустыню. За "заслуги" там он был переброшен в итальянский регион Лацио, стал старшим капелланом в оккупационных частях в Италии, потом был интернирован американцами — всё это время икона была с ним.

Распятие. Третья четверть XV в. Дерево, темпера. Икона была похищена оккупантами в годы Великой Отечественной войны и возвращена в Россию из Германии в 2024 году. Из собрания Новгородского музея-заповедника.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Распятие. Третья четверть XV в. Дерево, темпера. Икона была похищена оккупантами в годы Великой Отечественной войны и возвращена в Россию из Германии в 2024 году. Из собрания Новгородского музея-заповедника.

Сотрудники Новгородского музея-заповедника обратили внимание аукционного дома на то, что икона является нацистским трофеем, однако получили отказ в её возвращении даже за частичную стоимость. И буквально за два дня до начала аукциона икону убрали с торгов благодаря личному вмешательству замглавы Администрации Президента, председателя Попечительского совета Новгородского музея-заповедника Максима Орешкина и министра культуры России Ольги Любимовой. 

— Мы нашли способ её выкупить и вернуть в Россию через третьи страны, поскольку был риск, что икону не выпустят наши западные теперь уже не партнёры, которые считают, что можно отправлять танки на поля боевого бесславия своих предков, но нельзя возвращать украденное нацистами, — рассказывает Сергей Брюн. — Евросоюз делал попытки не выпустить икону даже через третьи страны, но в мае прошлого года она вернулась сначала в Москву, а потом в Новгород.

Теперь икона снова в Москве, в Музее архитектуры, где проходило заседание попечительского совета Новгородского музея-заповедника по поводу её судьбы. В экспозиции выставки она перекликается с образом Христа на фресках из Церкви Спаса на Ковалёва, рядом с руинами которой политрук Александр Панкратов первым совершил подвиг, потом не раз повторённый в годы Великой Отечественной войны — закрыл своим телом вражеский пулемёт. Пришедшуюся на послепасхальные дни в 1945 году Победу не случайно связывают с темами Распятия и Воскресения. Название выставки символично отсылает к высказыванию апостола Павла: "Сеется в уничижении, а восстаёт во славе".

— Тема Воскресения живёт благодаря тому, что люди продолжают передавать, как Прометей, этот драгоценный огонь, — говорит Сергей Брюн. — Есть те, кто день за днём, вне поисков славы, просто собирают фрески, пытаясь сделать так, чтобы человек, который приезжает в Новгород, вдруг представил, что нацистов не было.

На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
На выставке "Восстаёт во славе".1/9