Старые компьютерные игры способны удивить даже геймера нового поколения

Сейчас красивыми компьютерными играми, поражающими воображение своими трёхмерными прорисовками и глубиной погружения, не удивить. Но когда-то ничего этого не было – пока в 90-е не произошёл настоящий прорыв!
Старые компьютерные игры способны удивить даже геймера нового поколения
скриншот игры
QUAKE

В конце сентября компания Blizzard выпустила Diablo 2: Resurrected – улучшенная версия культовой игры, изданной ещё в 2000 году. Релиз получил современную графику, проработанный звук и модернизацию механики игры. Самое интересное, что писать ремастер пришлось с нуля, поскольку все исходники Diablo 2 были утеряны во время разработки одного из дополнений.

Сейчас красивыми компьютерными играми, поражающими воображение своими трёхмерными прорисовками и глубиной погружения, не удивить. Но когда-то ничего этого не было – пока в 90-е не произошёл настоящий прорыв! Игры становились всё более реалистичными, графика постоянно менялась к лучшему, жанры развивались. Metro вспоминает и ностальгирует.

DIABLO

Игра в жанре Action/RPG от Blizzard North вышла в 1996-м и сразу стала культовой. Прежде всего она брала гнетущей апокалиптичной атмосферой.

DIABLO
Скриншот видео на YouTube / канал TheSamPlays
DIABLO

Средневековый городок Тристрам начал погружаться в хаос, когда король Леорик решил воздвигнуть собор на месте разрушенного монастыря. Он не догадывался, что под руинами покоятся заточённые в камни владыки Ада – Мефисто, Баал и Диабло. Почуяв вмешательство человека, они начали влиять на разум короля и архиепископа Лазаря, требуя своего немедленного освобождения.

Когда в Тристраме стали пропадать люди, а из-под стен строящегося собора – доноситься стоны оживших мертвецов, появилась острая нужда в герое. Им, конечно же, стал игрок.

Вначале вам предлагают выбрать, кем быть: воином, разбойницей или волшебником. Если предпочитаете решать всё грубой силой, то быть вам воином, если рассчитываете на меткость стрельбы из лука, то разбойницей, ну а когда вас хлебом не корми, дай пометать молнии или файерболы, примеривайте тунику волшебника.

Основные действия разворачиваются в подземельях, где на вас сначала набрасывается "адовая пехота" в виде скелетов, зомби и демонических зверей. Но чем глубже вы погружаетесь в катакомбы, тем изощрённее попадаются враги – големы, крылатые барлоги, суккубы, колдуны… И, само собой, вам придётся сражаться с боссами, а в конце – с самим Diablo, огромным красным страшилой.

Время, проведённое за шедевром от Blizzard North, летит незаметно. Местами становится до мурашек страшно – этому способствует "потусторонняя" музыка, одно из главных достоинств игры.

QUAKE

В 1996-м id Software выпустила прорывной с точки зрения графики шутер от первого лица Quake, что в переводе означает "землетрясение". И действительно, когда садишься вечером за эту игрушку, начинаешь физически ощущать, как земля уходит из-под ног, а из развёрзшихся бездн вылезают чудовища.

QUAKE
Скриншот видео на YouTube / канал algo
QUAKE

Действия разворачиваются на военной базе, куда из других измерений вторгается неизвестный враг, используя порталы. Командир будит вас и требует уничтожить "кваку" – существо, которое всё это устроило. Поначалу вам придётся сражаться со своими же зомбированными товарищами-солдатами. Наносимый ими урон зависит от уровня вооружения: от дробовика будут царапины, а вот от бластера – куски вырванной плоти.

Вскоре появляются уже монстры: жирный людоед, метающий гранаты и в ближнем бою терзающий бензопилой; демон, способный быстро бегать и далеко прыгать; шарлат – трёхногая тварь, пускающая в игрока звёзды смерти. Особенно противен шамблер, который кажется неуязвимым и вездесущим, – громадная мускулистая тварь, белый цвет кожи которой едва ли можно разглядеть из-за размазанной по телу крови.

Боссов в игре всего двое, и, чтобы их убить, нужно пораскинуть мозгами (желательно в переносном смысле). Между прочим, главного злодея, Шуба-Ниггурата, придумал ещё в 1928-м хоррор-сторителлер Говард Лавкрафт.

Этот мир противен, но притягателен. Часто приходится вжиматься в кресло и скользкими от пота пальцами метать гранаты в ответ на доносящиеся откуда-то из тьмы шорохи – снаряды, стукаясь о стены и освещая катакомбы, смачно подрывают врагов. Но далеко не всегда враги подыхают, о чём говорят их правдоподобные замогильные завывания, и тогда ты бежишь добивать тварей каким-нибудь завалявшимся гвоздомётом. Всё это происходит с большим выбросом адреналина, а после кровавых баталий игрок испуганно осматривает погруженную в вечерний сумрак комнату – вдруг из-под дивана лезут чьи-то щупальца?

Quake совершил настоящую революцию в 3D-технологиях – разработчики стали использовать полигональные модели вместо спрайтов, из-за которых возникало ощущение, будто игровой мир создан из маленьких квадратиков. Новый подход визуально моделировал трёхмерный мир, без ощущения плоскости, возникавшего у армии поклонников того же DOOM. Между прочим, оба легендарных шутера создала одна и та же компания-разработчик, id Software, поэтому в 90-е упорно ходили слухи, будто Quake будет продолжением DOOM (у них даже персонажи похожи как две капли воды)! Но миры по факту оказались всё же разными.

Большой вклад в супердвижок Quake вложил знаменитый IT-инженер Джон Кармак, а его детище беззастенчиво использовали потом другие производители игр. Например, на "кваковском" движке была игра Half Life.

DUNE II + RED ALERT

Стратегия в реальном времени Dune II от Westwood Studios вышла в 1992-м и произвела фурор.

Впервые была использована золотая комбинация: сбор ресурсов и строительство базы, грамотное и сбалансированное развитие которой стало играть ключевую роль в кампаниях; управление юнитами с помощью мыши в режиме online; туман войны, рассеивающийся с продвижением юнитов, мини-карта в углу экрана. Эта структура стала шаблонной для всех последующих игр данного жанра.

DUNE II
Скриншот видео на YouTube / канал twilight1138
DUNE II

Сюжет для Dune II был написан... ещё в 1963 году – именно тогда была опубликована часть романа "Дюна" писателя-фантаста Фрэнка Герберта.

Действие игры происходит на планете Арракис, где жизни почти нет и кругом один песок. Единственное, что здесь представляет ценность, – ресурс спайс. За него бьются сразу три династии: Атрейдесы, Ордосы и Харконнены, а игроку предлагается стать командиром одной из них, чтобы подчинить себе всю планету.

В начале кампании игроку предоставляют строительную площадку, на которой можно воздвигать различные сооружения. Но чтобы это делать, нужны деньги, которые становятся доступными для накопления только после строительства очистительного завода – роботы-харвестеры перерабатывают добытый спайс, и он становится местной валютой, позволяющей развивать базу (можно строить как защитные, так и атакующие сооружения плюс производить юнитов).

У Герберта в романе были гигантские черви, пожиравшие в пустынях Арракиса всё что движется, в игре они тоже появляются время от времени, выныривая из песка и поглощая даже металлические машины.

Да, графика была примитивная. Да, игра пробуксовывала по динамике. Да, искусственный интеллект работал с перебоями. Но Dune II стала шаблоном, благодаря которому появились куда более отшлифованные легенды от той же Blizzard – Warcraft с битвами орков и людей, Starcraft, где сражались космические расы.

Westwood Studios разработала позже симпатичную линейку Red Alert (в переводе – "красная угроза"), которую полюбили миллионы геймеров! Согласно сюжету игрушки, СССР противостоял остальному миру после того, как Эйнштейн изобрёл машину времени, уничтожил Гитлера и возникла альтернативная реальность.

RED ALERT
Скриншот видео на YouTube / Road to the Games
RED ALERT

В первой части, выпущенной в 1996-м, Сталин пытался завоевать Европу, которую защищали союзники, во второй СССР вновь всеми силами добивался мирового господства (третья серия вышла уже в 2008-м, не будем её рассматривать).

Биться в Red Alert можно на воде, суше и в воздухе. Бодрый микс из крейсеров, танков и вертолётов подобен фейерверку на военной карте, особенно во время крупнейших баттлов. Отдельные задания становятся украшениями игры и придают ей динамики – например, когда спецагент союзников Таня Адамс с пистолетами и взрывчаткой должна за отведённое время успеть пробежать как можно дальше по карте и нанести значительный урон советским войскам.

Вишенкой на торте стали вовсе не саундтреки от композитора Фрэнка Клепаки, хотя они тоже были хай-класс (Hell March вообще стал культовым). Геймеры буквально влюбились в видеоролики, предваряющие каждую миссию, – они стали визитной карточкой игры.

Для съёмок Westwood Studios наняли профессиональных актёров, которые взаимодействовали с игроком как с растущим по званию военным, выполняющим различные поручения командования. В коротких, но очень ёмких видеовставках было всё: и запутанные любовные коллизии, и кровавые убийства предателей, и даже сам Иосиф Виссарионович!

MIGHT AND MAGIC VI: THE MANDATE OF HEAVEN

Ролевые игры франшизы Might and Magic знают все поклонники фэнтези. Первая появилась в 1986-м от разработчика New World Computing, а вскоре был придуман революционный спин-офф – серия пошагово-стратегических игр Heroes of Might and Magic (это когда на карте в разных направлениях движутся военные отряды и периодически открыто нападают на врагов или лезут в какие-нибудь пещеры, занятые соперниками, после чего открывается поле битвы и игрок пошагово раздаёт приказы своему боевому отряду, распределяя, кто на кого нападает).

Игры стали переплетаться друг с другом сюжетными ветвями, при этом в нашей статье мы поговорим о шестой части именно ролевика. Игра вышла в 1998-м, когда New World Computing выкупила The 3DO Company. Нововведений было, как всегда, несметное число, но главное – фэнтезийный мир впервые стал трёхмерным!

MIGHT AND MAGIC VI: THE MANDATE OF HEAVEN
Скриншот видео на YouTube / канал Septimus1993
MIGHT AND MAGIC VI: THE MANDATE OF HEAVEN

Большие трансформации произошли и в сюжете: закончилось противостояние созданного Древними Корака, миссией которого была поимка мятежного киборга Шелтема – тот постоянно убегал от него в другие измерения. Теперь же Древние сконцентрировались на борьбе с демоноподобными существами – криганами. Древние были пацифистичными колонизаторами космоса, адептами благоденствия и любви, криганы же оказались разрушителями всего светлого. Твари плодились и завоёвывали всё новые миры, поэтому настала пора кому-то сдержать их натиск.

Действия игры Might and Magic: The Mandate of Heaven происходят в государстве Энрот, до которого добрались криганы – астероиды с их телами упали на планету. Они начали вырезать местное население, а правитель Роланд Айронфист не смог долго сдерживать космотварей и вскоре попал в плен, из-за чего престолом стал править его малолетний сын Николай с помощью регента Уилбура Хемпри. Тогда мятежный король Ксенофекс попробовал узурпировать власть, объявив, что криганы на самом деле – ангелы, которых послали небеса, чтобы избавить Энрот от Айронфистов.

Игрок начинает действовать у захваченной криганами деревеньки Sweet Water, где космодемоны возвели улей. Даётся задание найти оружие Древних, чтобы избавить земли Энрота от ненавистных криганов. В этом должен помочь некий оракул, но, чтобы заручиться его поддержкой, надо выполнить шесть поручений лордов Энрота. Потом нужно будет собирать кристаллы, чтобы активировать оракул, а уже тот отправит вас искать космическое оружие.

Средневековый мир игры огромен, сюжет витиеват, но интригующ – разработчики линейки создали воистину гигантское пространство, кишащее злобными тварями. Нужно ходить по пещерам, крушить нечисть, собирать артефакты, прокачивать скиллы. Ландшафт разнообразен – будут и зелёные равнины, и песчаные пустыни, и каменистые ущелья...

У вас в распоряжении окажется сразу четверо молодцов (или молодушек), выбрав которых, менять состав участников не получится. Они будут разной специализации – выбирать попросят из рыцарей, паладинов, лучников, клериков, чародеев и друидов. От класса зависит и заводская прокачка скиллов – понятно, что рыцарь будет намного сильнее чародея, но вот запустить мощный файербол в монстра у маскулинного товарища вряд ли получится. Если помрут все, отряд возвращается в заглавную локацию, но без денег и накопленного опыта.

Лица героев сгруппированы внизу экрана. Каждый персонаж имеет индикатор жизни и магии, которые во время баттлов, особенно эпичных, быстро уменьшаются. Кто-то может даже потерять сознание или умереть, но отряд не заметит потери бойца и продолжит файтиться. В зависимости от повреждений или наложения заклятий лица персонажей меняются – понятное дело, те из них, кто при смерти, не будут лучезарно улыбаться.

MIGHT AND MAGIC VI: THE MANDATE OF HEAVEN
Скриншот видео на YouTube / Канал Сан саныч
MIGHT AND MAGIC VI: THE MANDATE OF HEAVEN

По ходу игры вам будут попадаться шлемы, доспехи, магические туники – всё это добро можно надевать на персонажей, ещё у них окажутся рюкзаки для различных полезняшек, но не бездонные. В городах всегда есть конюшни, банки, гильдии, магазины – за деньги можно прокачиваться, пусть и не так жирно, как при выполнении миссий.

Посещать злачные места Энрота, поверьте, очень страшно – монстры здесь встречаются разнообразные и хитрые, биться с ними приходится под классические мелодии Бетховена, которые тоже добавляют происходящему мрачности. На вас будут нападать орды скелетов, личей, привидений, дьяволов, титанов, колдунов, гоблинов, джиннов, драконов, криганов и прочей жути. Разработчики добавили режим пошагового файтинга, взяв его на вооружение из своего же спин-оффа. Любителям пощекотать нервы должны понравиться оба варианта.