Трамваи, ГУМ и Пушкинский – чем москвичи обязаны великому князю Романову

Памятник Сергею Романову и Елизавете Фёдоровне через несколько месяцев появится на площади у метро "Третьяковская". Metro спросило у эксперта, чем сегодня мы обязаны великому князю и его супруге
Трамваи, ГУМ и Пушкинский – чем москвичи обязаны великому князю Романову
@РИА "Новости"/Российский государственный архив кинофотодокументов
Генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович (крайний справа, первый ряд), его супруга Елизавета Фёдоровна (вторая слева) и российский император Николай II (крайний слева, задний ряд).

Над монументом сейчас работает скульптор Георгий Франгулян. Как он заявил Metro, работу планирует закончить через полтора месяца. 

Место для памятника выбрано не случайно. Будучи вдовой, Елизавета основала на Большой Ордынке Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Сергея Романова, пятого сына Александра II, брат Александр III назначил генерал-губернатором Москвы в 1891 году. 

Бескомпромиссный монархист и консерватор на посту губернатора нравился далеко не всем. Однако для города он сделал многое. 

Первое трамвайное депо и электрическое освещение

Первый электрический трамвай в Москве.
mos.ru/pastvu.com./30478
Первый электрический трамвай в Москве.

– Москва во времена губернаторства Романова обрела облик города современного, активно развивающего и культурного, – рассказывает Metro Максим Логинов, историк, москвовед, экскурсовод. – Будучи из царской семьи, он получил превосходное образование, поэтому понимал, что город должен развиваться в ногу во временем, пользоваться достижениями мировой науки. Первые годы детства его воспитывала фрейлина Анна Тютчева, дочь поэта Фёдора Тютчева, и привила ему любовь к консервативным взглядам, которых он всю жизнь и придерживался. В отличии от отца-либерала, императора Александра II. 

Сергей Александрович считал, что государство должно максимально заботиться о людях. Понимал, что недовольства, революционные настроения связаны с тем, что люди живут плохо. И приложил все усилия, чтобы улучшить и облегчить жизнь горожан. 

Генерал-губернатор города Москвы, дядя Николая II, Великий князь Сергей Александрович.
@РИА "Новости"
Генерал-губернатор города Москвы, дядя Николая II, Великий князь Сергей Александрович.

– При нём была построена новая Центральная городская электростанция на Раушской набережной и налажено массовое электрическое освещение улиц. Москва стала прекрасна своими фонарями, – продолжает москвовед. 

С 1870-х годов по городу ездили на конках. К концу века назрели реформы: пути и состояние вагонов конки были ужасающими, и Первое Общество конно-железных дорог в 1895 году обратилось в городскую Управу с предложением запустить электрический трамвай по одной из линий конно-железных дорог. Романов на эту просьбу откликнулся! 

– И весной 1899 году электрические трамваи начали регулярное движение по первой трамвайной линии – от Бутырской заставы до Петровского парка, – говорит Максим. – Трамваи тогда развивали скорость до 27 км в час и вытеснили медленные конки.

Создание водопровода и центральной канализации 

Сергея Романова беспокоила удручающая экологическая обстановка в Москве. Город сотрясали постоянные эпидемии. И немудрено: не было ни хорошо работающего водопровода, ни канализации, а городские фабрики сливали отработанную воду в Москву-реку. Романов, беспокоясь о качестве воды, указом запретил сливать отходы в реку. Это решение фабрикантам не понравилось. 

В 1898 году в Москве запустили централизованную канализацию. 

Вид на Лубянскую площадь в сторону Никольских (Владимирских) ворот. Слева за Никольской (Владимирской) башней Китайгородской стены — купол церкви Иконы Владимирской Божьей Матери, над круглой угловой башней — Пантелеймоновская часовня, слева на площади — здание "Лубянского пассажа", в центре — фонтан-водоразбор Мытищинского водопровода.
mos.ru/фото П. Павлова. Начало ХХ века. Главархив Москвы.
Вид на Лубянскую площадь в сторону Никольских (Владимирских) ворот. Слева за Никольской (Владимирской) башней Китайгородской стены — купол церкви Иконы Владимирской Божьей Матери, над круглой угловой башней — Пантелеймоновская часовня, слева на площади — здание "Лубянского пассажа", в центре — фонтан-водоразбор Мытищинского водопровода.

– С канализацией ситуация была печальнее, чем с водопроводом. Его начали стролить ещё в XVIII веке, а содержимое из выгребных ям по-прежнему вывозили на телегах так называемые "золотари". Называли их так, вероятно, потому что навоз считали "чёрным золотом". Суровые были люди, никто с ними не связывался, иначе они легко могли из бочек содержимое вылить перед домом обидчика, – объясняет московед. – Реализация проекта московской канализации началась в 1893 год, с появлением канализации болезней стало значительно меньше.

Запуску водопровода и канализации москвичи во многом обязаны не только Романову, но и городской голове Москвы – Николаю Алексееву. Под его контролем пострены две водонапорные башни за Крестовой заставой и проложена развлетвлённая сеть труб. После этого каждый дом мог присоединиться к водопроводной сети. 

ГУМ, Пушкинский музей и сад "Эрмитаж" 

Сергей Александрович с детства увлекался искусством. Будучи маленьким, рисунок ему преподавал живописец-моренист Алексей Боголюбов, а лекции об изящных искусствах читал историк искусства, археолог Адриан Прахов. Романов писал в дневниках, что "умение (рисовать) помогало в жизни". Он знал всю коллекцию Эрмитажа, любил бывать в Лувре, и мир художественных выставок и музеев был для него тем местом, в котором князь чувствовал себя комфортно, воодушевлённо. 

Цифра
1884
года 3 июня состоялась свадьба Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны.

– Из художников он особенно выделял работы Васнецова, Поленова и Нестерова, их часто покупал, – продолжает Максим. – Виктору Васнецову помог в строительстве в Москве мастерской, где художник работал последние 20 лет жизни, за что тот был Романову безмерно благодарен. С супругой Елизаветой бывал в мастерской у Исаака Левитана на Покровском бульваре. Сергей собирал коллекцию, покупая живопись у передвижников и авангардистов, помогал и скульпторам, делая у них заказы. Часть его коллекции – это портреты генерал-губернаторов столицы, их сейчас можно увидеть в Московской галерее командующих и генерал-губернаторов, которую он создал. Она находится в здании Мэрии Москвы, на Тверской 13. В 2000-е годы галерею восстановили, и сейчас там проводятся экскурсии.

Здание Государственного музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). 1920-е годы.
mos.ru/Главархив Москвы
Здание Государственного музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). 1920-е годы.

Пушкинский музей мог бы не появиться без покровительства и настойчивости великого князя. Музей создавался по инициативе Ивана Цветаева, но именно Романов настоял на том, чтобы участок земли на Волхонке отдали под строительство музея. До этого там планировали построить промышленное училище с химическими и мыловаренными лабораториями. Романов помогал со сбором денег на строительство и выбором экспонатов для будущей коллекции. И утвердил проект юного архитектора Романа Клейна.  

– Остались воспоминания Прасковьи Уваровой, учёного, историка и археолога, в них говорится, что только благодаря великому князю, "его просвещённому отношению к делу и любви к Москве" возник Пушкинский музей, – рассказывает Максим. – При Романове открылся Музей городского хозяйства, Художественный общедоступный театр, будущий МХТ. Перестроено здание консерватории на Большой Никитской, завершилось строительство Верхних торговых рядов, нынешнего ГУМа. Романов поддержал проект создания сада "Эрмитаж". А в мае 1901 года впервые в Москве по его инициативе прошёл праздник цветов. 

По письмам, которые недавно были обнародованы, супруги нежно и трепетно любили друг друга. У них были близкие, доверительные и уважительные отношения, они скучали друг без друга и мечтали о детях, которых у них, увы, так и не было. Максим Логинов, историк, москвовед 

Благотворительность и Марфо-Мариинская обитель

Елизавета Фёдоровна любила мужа всем сердцем и всегда следовала за ним. После назначения Романова на пост генерал-губерната Москвы, она должна была исполнять множество обязанностей – посещать приёмы, балы и концерты. Будучи скромной, подобные мероприятия ей скорее были в тягость. Ей больше нравилась деятельность, приносящая людям пользу. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, приюты для беспризорных детей и старалась везде жизнь этих людей и детей облегчить: раздавала еду, одежду, деньги, всячески хлопотала об улучшении условия. Так, жители Москвы быстро оценили её милосердное сердце. 

Храм Покрова Пресвятой Борогодицы Марфо-Мариинской обители милосердия. Фото 1910-хх годов.
mos.ru/Главархив Москвы
Храм Покрова Пресвятой Борогодицы Марфо-Мариинской обители милосердия. Фото 1910-хх годов.

– После начала русско-японской войны Елизавета Фёдоровна, не теряя ни минуты, занялась организацией помощи фронту. В Кремлёвском дворе устроила мастерские для помощи соладатам, где тысячи женщин шили одежду, – говорит Максим Логинов. – Пожертвования поступали со всей Москвы: на фронт отправляли продукты, лекарства, подарки.Организовала отправку нескольких санитарных поездов. В Москве она обустроила госпиталь для раненых, создала комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте. Но время шло неумолимо своим чередом, и надвигалась революция. 

Великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга великого княза Сергея Александровича.
@РИА "Новости"
Великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга великого княза Сергея Александровича.

В январе 1905 года Сергей Романов покинул пост генерал-губернатора Москвы. Несмотря на это, революционеры, которые ненавидели его, готовили заговор и 4 февраля претворили свой план в жизнь. Когда Романов выезжал из Кремля, эсер Иван Каляев бросил бомбу в его карету, взрыв был столь мощной силы, что князь погиб на месте. После этого Елизавета Фёдоровна, будучи верующей, ушла от светской жизни и в 1909 году открыла на Большой Ордынке Марфо-Мариинскую обитель милосердия, построенную на собственные средства. 

Покровский храм внутри обители проектировал архитектору Алексей Щусев. Это была первая крупная его работа в Москве. 

– Елизавета создала полусветское религиозное учреждение, где жили девушки. Первое время они присматривались к монашеской жизни и через какое-то время могли передумать, – объясняет Максим. – Есть там и комнатка, которую княгиня строила для себя, хотела там жить. Она – в подземном помещении обители. В 1918 году Елизавету арестовывают, отвозят в Пермь, потом в Алапаевск вместе с другими приближёнными к царской власти, её бросили в шахту старого рудника. После освобождения Алапаевска тела подняли. Тело Елизаветы перевезли в Иерусалим и там похоронили. В 1992-м году её канонизировали. Частицы её святых мощей хранятся сейчас в Покровской храме Марфо-Мариинской обители.